Миофункциональные нарушения

Статистические данные неумолимы: в последнее время рождается все больше детей с речевыми патологиями различного происхождения – от врожденных нарушений до приобретенных состояний. А к кому в первую очередь обращаются родители, замечая у своего ребенка неправильное произношение? Конечно же, к логопеду. Но поставить точный диагноз позволяет именно комплексное обследование, где, помимо логопеда, участвуют психологи, учителя и узкопрофильные медицинские специалисты: отоларингологи (лоры), остеопаты, стоматологи и ортодонты.

Чем раньше родители забили тревогу и вплотную занялись нарушениями речи, тем больше шансов на быстрое и устойчивое исправление выявленных дефектов. Не менее важную роль играет и профилактика подобных отклонений.

Зачастую причиной речевой дисфункции являются миофункциональные нарушения, которые могут вызывать не только дискомфорт ребенка, но и задержку его развития. Разнообразие проявлений таких отклонений иногда сильно затрудняет диагностику. Вот почему для их устранения так важен комплексный подход.

Что такое миофункциональные нарушения

Речевой аппарат включает в себя:

  • органы дыхания (носовую полость и гортань);
  • голосовые связки;
  • артикуляционный аппарат (губы и все составные части ротовой полости, включая мягкое небо).

Патологии зубочелюстной системы проявляются в нарушениях жевательной, глотательной, дыхательной и речевой функций. Если данные отклонения вызывают гипертонус или гипотонус мимических и жевательных мышц, то принято говорить о миофункциональных нарушениях в логопедии. Помимо функциональных патологий к ним также причисляют и органические, к примеру, т.н. «короткую уздечку».

Причины миофункциональных нарушений

  • Дыхание
Когда у ребенка воспаляются аденоиды или снижается тонус круговой ротовой мышцы, он начинает дышать ртом. Это препятствует правильному развитию челюстно-лицевого скелета.

  • Глотание
Если родители вовремя не включают в рацион малыша твердую пищу, позволяют после полутора лет сосать соску или палец, у ребенка деформируется лицевой скелет (выпирание наружу передних верхних зубов, открытый прикус) и ослабляются мышцы глотки, гортани и мягкого неба. Лицевые мышцы при глотании не должны быть задействованы.

  • Жевание
Отказ от твердой пищи может вызвать слишком частое расположение молочных зубов. Отсутствие промежутков не позволит коренным зубам встать ровно в один ряд.

  • Бруксизм
Во время сна некоторые дети скрипят зубами из-за бессознательного сокращения жевательных мышц, что приводит к челюстно-лицевым отклонениям.

  • Неправильная артикуляция
Чрезмерное давление языка на зубы в процессе речи может вызвать их смещение, что, в свою очередь, повлияет на состояние ротовой полости.

Также причинами миофункциональных нарушений могут стать неправильная осанка, травмы ротовой полости, внутриутробные патологии и даже наследственность (неправильный прикус).
в возрасте старше 3-4 лет в речи ребенка наблюдаются ярко выраженные дефекты;

рот малыша все время приоткрыт, как во время бодрствования, так и во сне;

ротовое дыхание;

повышенное слюноотделение;

частое расположение молочных зубов (без промежутков);

выпадение языка в пространство между зубами в процессе разговора;

при глотании задействуются мышцы рта и шеи;

верхняя челюсть выдвигается вперед, а нижняя задвигается внутрь, в сторону глотки;

ребенок все время что-то грызет: заусенцы, ногти, фломастеры и пр.;

иммунитет заметно снижет, и, как следствие, ребенок часто болеет простудой.

Симптомы миофункциональных нарушений

Если родители замечают один или несколько подобных признаков, самое время обратиться за помощью к специалисту:
Ранняя диагностика и своевременная коррекция миофункциональных нарушений позволяют эффективно исправить проблему.
Как улучшить дикцию ребёнка

Основные способы коррекции

Существует несколько главных направлений устранения миофункциональных нарушений у детей различных возрастов.

Логопедический массаж
Данный способ позволяет существенно улучшить звуковоспроизведение и поставить правильное речевое дыхание.

Миогимнастика

Эта методика обычно используется в возрасте 4-7 лет. Она представляет собой комплекс специальных упражнений, нормализующих мышечный тонус челюстно-лицевой области. Важную роль здесь играют правильность выполнения упражнений, старание самого ребенка и родительский контроль.

Применение пластинок и трейнеров

Данная программа коррекции миофункциональных нарушений речи направлена на разработку мышц артикуляционного аппарата. Средства позволяют исправить положение языка и правильно распределяют нагрузку на жевательные мышцы.

При их изготовлении используются силикон и пластик, мягкие и не вызывающие аллергию. Применяют аппараты в упражнениях или просто некоторое время держат во рту (специалист определяет его в зависимости от сложности случая и возраста малыша).

Преимущества пластинок и трейнеров:
  • не доставляют дискомфорт;
  • применимы в любом возрасте (в том числе с молочными зубами, когда врачи еще не ставят брекет-системы);
  • их носят исключительно дома, в садик и школу их брать не надо;
  • бережное воздействие приспособлений исключает любое повреждение эмали или чрезмерного давления на зубные корни;
  • постепенный отказ от вредных привычек вроде пустышки, сосания пальца и пр.;
  • во время ношения задействуются все мышцы артикуляционного аппарата;
  • усиливается эффект от логопедических упражнений, направленных на корректировку звукопроизношения;
  • язык ребенка принимает естественное (правильное) положение;
  • формируется правильный прикус;
  • стимулируется дыхание носом.

Разновидности пластинок и трейнеров

Вестибулярные пластинки STOPPI предназначены для детей старше 2х лет. Они формируют правильный прикус и ускоряют отказ от вредных привычек.

Пластинки серии MUPPY служат для стимуляции правильного дыхания носом и также способствуют исправлению прикуса.

Трейнер T4I расшифровывается как «Trainer for Infant» (для ребенка 2-5 лет). Данный ортодонтический аппарат нормализует положение языка в процессе глотания и в состоянии покоя, а также компенсирует недостаток нагрузки на артикуляционные мышцы. Его применяют 10-15 мин дважды в день.

Трейнер T4K
– сокращение от «Trainer for Kids» (для ребенка 6-10 лет). Он снижает повышенную нагрузку на мышцы, корректирует дыхательный и глотательный процессы и нормализует развитие челюстно-лицевого аппарата. А специальный язычок трейнера позволяет исправить положение языка во рту.
вовремя вводите в прикорм малыша твердую пищу;

в возрасте 1 года уберите пустышку, замените бутылочку на поильник и зорко следите, чтобы малыш не сосал все, что под руку попадет;

следите за дыханием ребенка – он должен дышать через нос (особенно во сне, когда он делает это бесконтрольно);

вовремя лечите болезни дыхательного тракта;

заставляйте ребенка держать правильную осанку;

обращайте внимание на любые речевые проблемы.

Способы профилактики

Несколько важных советов родителям:
Профилактика миофункциональных нарушений и внимательное наблюдение за развитием ребенка играют огромную роль в своевременном выявлении патологии и ее скорейшем устранении. А преодолеть отклонения малышу помогут родители и квалифицированные специалисты.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113