Отрицательные эмоции — страх, тревога, стресс, гнев — могут существенно затормозить речевое развитие. В состоянии стресса речевой аппарат ребенка может «блокироваться», что проявляется в заикании, затруднениях с артикуляцией, снижении темпа речи. Сильный страх может привести даже к мутизму — полному отсутствию речи. Тревожные дети часто испытывают трудности с выражением своих мыслей, избегают общения, боятся ошибиться. Постоянное напряжение негативно сказывается на работе речевого аппарата, делая сложным освоение новых звуков и грамматических форм. Даже простые бытовые ситуации, вызывающие негативные эмоции, могут отражаться на речи: крики, наказания, недостаток внимания — все это может стать препятствием на пути речевого развития. Например, ребенок, постоянно испытывающий давление со стороны родителей или сверстников, может замыкаться в себе, избегая речевого контакта.