- Все звуки речи сформированы, произношение нормированное.
- Ребенок четко выделяет слоги, не переставляет их, не делает замену слогов в словах сложной слоговой структуры, не «заедает» концовки слов.
- Навыки фонематического анализа сформированы: ребенок может определить и назвать первый/последний звук в слове, называет слова с заданным звуком, способен придумать слова с заданным звуком и т.д.
- Ребенок отвечает на вопросы по содержанию прочитанного ему рассказа, составляет логически последовательные картинки, способен поддержать беседу.
- Употребляет в речи предлоги, навык словоизменения/словообразования сформирован.
- Ребенок правильно ориентируется на листе бумаги, в пространстве, на лице/теле, имеет четкие представления о времени суток, года, понимает и знает очередность месяцев, дней недели и т.д.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика: хорошо владеет карандашом, умеет обводить четко по линии, соблюдает режим раскрашивания (тонкость или плотность штриховки), пользуется ножницами уверенно, хорошо лепит пластилином, создает объемные фигуры.
- Ребенку нравится рассматривать иллюстрации в книгах, он стремится научиться читать сам или с небольшой помощью родителей.
Нормы развития речи ребенка в 7 лет:
Особенности речи седьмого года жизни
За год или немногим меньше года до поступления ребенка в первый класс еще есть время проверить произношение, а при обнаружении нарушений правильно построенные логопедические занятия для детей 7 лет помогут избежать множества сложностей в чтении и при письме. Родителям необходимо знать и понимать, что кажущаяся простота и незначительность лексико-грамматических и фонематических нарушений провоцирует стойкие и длительные проблемы в обучении ребенка.
Школьная неуспешность во многом определяется недоразвитием речевых функций и общей и мелкой моторики, причем даже минимальная помощь детского логопеда в 7 лет позволит снять ряд проблем. Формирование личности ребенка в этом возрасте уже завершено, т.е. ребенок понимает свою целостность, индивидуальность и право на отказ, если ему не нравится предложение взрослого или предложение вызывает трудности в исполнении.
К семилетнему возрасту активный словарный запас в норме составляет около 5-5.5 тысяч слов. Он должен включать в себя:
• существительные, правильные названия окружающих предметов действительности и явлений природы;
• прилагательные, характеризующие предметы;
• абстрактные понятия, связанные с эмоциональной сферой и межличностным взаимодействием;
• метафоры и образные описания в монологах;
• союзы, используемые для образования сложноподчиненных предложений.
Пассивный словарь еще больше – ребенок понимает развернутую речь взрослого, художественную речь произведений, диалоги героев фильмов и проч. При этом на вопросы ребенок может ответить как кратко, так и полным ответом, ответы строит грамматически правильно, дикция четкая.
Чему нужно уделить особое внимание
Срочно необходимо обратиться к логопеду для ребенка 7-8 лет, если:
- ребенок к 7 годам не говорит связно или связная речь отсутствует
- ребенок не может/не умеет построить длинную фразу, ответы односложные или короткие
- произношение нарушено (не выговаривает некоторые звуки, «глотает» звуки, заменяет в словах на более просто произносимые)
- темп речи замедлен, выразительной речи нет
При наличии речевых дефектов у детей 7 лет особое внимание необходимо уделить коррекции проявлений дисграфии и дислексии. Дети, которые не дифференцируют буквы, в первом классе не смогут овладеть навыками чтения и письма.
Кроме того, при работе с первоклассниками педагог на логопедических занятиях создает условия для развития психических процессов и когнитивных функций детей. Это необходимо для профилактики школьных трудностей.
Недостатки речи седьмого года жизни
Тревожным сигналом для родителей старших дошкольников должны стать такие логопедические особенности, как:
1. Скудный активный словарь. Если в процессе повседневного общения ребенок 7-8 лет использует мало прилагательных и наречий, не знает правильные названия бытовых предметов, элементов одежды, столовых приборов – это повод для визита к логопеду и дефектологу. Специалисты выявят причину отклонений от возрастных норм развития речи, назначат курс занятий, который поможет восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к школьному обучению.
2. Нарушения звукопроизношения. Если ребенок не говорит какие-то звуки или испытывает трудности при произношении, возможно, он их не слышит. Постановка звукопроизношения сопряжена с развитием фонематического слуха и артикуляционного аппарата. В процессе коррекционных индивидуальных и групповых занятий с детьми 7 лет логопед уделяет пристальное внимание формированию чистой речи. Артикуляционная гимнастика, логомассаж и рекомендации родителям по организации занятий дома помогают привести речь ребенка в соответствие с возрастными нормами.
3. Аграмматизмы в речи. Грубые речевые ошибки, связанные с неправильным построением предложений, пропуском слов говорят о задержке развития. В 7 лет такие особенности речи детей – не только основание для записи на логопедические занятия, но и показание для индивидуальной работы с дефектологом.
4. Заикание, длинные паузы в речи, неправильная постановка ударений в словах. Методика логопедической коррекции позволяет устранить эти дефекты и повысить уверенность ребенка в себе.
За 1-2 года до поступления в 1 класс рекомендуется начинать систематическую работу по подготовке детей к школе. Логопеды, дефектологи и психологи в ходе занятий с детьми данной возрастной категории используют упражнения и задания на тренировку:
• коммуникативных умений старших дошкольников;
• мелкой моторики рук;
• произвольного внимания;
• фонематического слуха;
• зрительного и слухового сосредоточения.
Логопедом на занятиях с детьми 7 лет дается «база», дополненная в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями малыша.
Для достижения стойкого результата логопедических занятий, специалисты дают полезные рекомендации родителям:
- не давите на ребенка, не заставляйте заниматься, если ребенок на первых порах отказывается – опытный и доброжелательный логопед подберет стиль общения с вашим ребенком, просто нужно время на адаптацию;
- не паникуйте, если у ребенка ничего не получается, просто точно выполняйте рекомендации логопеда – помните, что даже самые простые упражнения даются не просто так, у всего есть цель;
- присутствуйте на онлайн-занятиях, так вам будет проще понять направленность курса, увидеть успехи ребенка, чтобы при выполнении домашнего задания оставаться позитивным:
- задавайте вопросы логопеду – это позволит избежать ошибок и недоработок в домашней работе, сократит общее время коррекции речи.
- не ругайте ребенка за нечеткое произношение и речевые ошибки, порой логопедическая коррекция занимает много времени, не стоит ожидать прогресса после первых занятий со специалистом.
Таким образом, пренебрегать логопедической помощью в 7 лет не стоит, так как систематические занятия помогут ребенку преодолеть школьные трудности, научиться без ошибок писать, бегло читать и понимать прочитанное.