Проблемы развития речи у дошкольников: что нужно решить до первого класса?

Почему современные родители не торопятся решать речевые нарушения ребенка?

Чаще всего родители надеются, что речевым развитием ребенка займется кто-нибудь другой: воспитатели в детском саду, учителя в школе… Многие наивно рассчитывают, что проблема речевого развития решается с помощью чтения книг или механического заучивания стихотворений.
Однако потом к логопедам обращаются разочарованные матери, потому что с такими речевыми проблемами детей не берут в первый класс. Или что хуже, ребенка оставили на второй год.

Это не фантазии, а истории из практики: у нас был ученик Костя, которого оставили на второй год в 4 классе из-за речевых проблем.

Причины нарушений речи

Мы сейчас рассматриваем те отклонения, которые не связаны с нарушениями слуха и интеллекта детей. Отмечают несколько причин подобных отклонений речевого развития.

Физиологические

Травмы при родах или в младенчестве, генетическая предрасположенность или врожденные патологии могут серьезно навредить несформированной нервной системе и последующему развитию речи у детей;

Социальные

  • Тревожность – речевому развитию мешают ограничения тактильных контактов ребенка и его исследований окружающего мира во избежание травмы, отказ от грубой и крупной пищи.

  • Гиперопека – родители или воспитатели не дают детям возможность объяснить свои желания, предугадывая каждый их шаг и создавая тепличные условия.

  • Подгузники – речевое развитие не стимулируется, если нет нужды говорить о мокрой одежде или постели и требовать внимания родителей.

  • Соска – искусственное ограничение речи, практически затыкание рта.

  • Недостаток общения – «Вырастет – поговорим, а пока пусть учится сам, на телевизоре». Развитие речи происходит только в процессе активного диалога, который чаще должны инициировать родители.

  • Завышенные требования – дети отказываются от речи из-за испуга вследствие постоянных запросов родителей «Скажи то, повтори это».

  • Повторение ошибок – если в окружении ребенка есть человек, имеющий проблему речевого развития, это приводит к считыванию неправильного произношения.

  • Запреты – если взрослые будут постоянно одергивать ребенка и заставлять молчать, он привыкнет к этому.

  • Опережающее речевое развитие – продвинутые родители отдают малыша в дошкольном возрасте на курсы иностранного языка, и он начинает путать произношение, смешивая звуки и слова.

Когда начинать беспокоиться

Сам диагноз ЗРР (задержка речевого развития) появляется в медкартах детей только по достижению ими 2-летнего возраста. До этого врачи могут выявить некоторые причины и предположить характер возможной проблемы в речевом развитии в зависимости от возраста:

  • 1 месяц – не кричит, когда голоден или ему неудобно;
  • 4 месяца – не улыбается в ответ;
  • 5 месяцев – в речи не появились отчетливые звуки, глаза не пытаются найти предмет, на который показывают родители;
  • 7 месяцев – в речи отсутствуют слоги;
  • 9 месяцев – не говорит «мама», «баба» и другие элементарные слова;
  • 10 месяцев – не кивает при согласии, не мотает головой при отрицании, не машет рукой уходящим;
  • 1 год – в речи полностью отсутствуют слова, ребенок не выполняет простейшие задачи;
  • до 2 лет – не показывает вещь, о которой ему говорят, не понимает значения «большой-маленький».
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Виды речевых отклонений

Существует 2 основных вида нарушений речевого развития у детей.

Системными патологиями являются афазия и алалия. Данные проблемы развития связаны с поражением мозга во внутриутробном периоде, родовой травмой, инсультом или осложнениями после инфекции. Речь нарушается в результате периодической невозможности понять смысл слов.

Фонационные патологии не затрагивают головной мозг. Речь искажается вследствие отклонений нервной системы или строения речевого аппарата. Дети понимают смысл слов, но испытывают трудности с воспроизведением звуков. К ним относят брадилалию (замедление темпа), ринолалию (дети гнусавят), дизартрию (невнятность), дислалию (замещение звуков, к примеру, картавость), заикание и тахилалию (ускорение темпа).

Почему проблемы речевого развития нужно решить до 1 класса?

С помощью речи в дошкольном возрасте ребенок общается и формулирует мысли, поэтому при поступлении ребёнка в школу все проблемы в речевом развитии устной речи должны быть устранены. Чем лучше развита устная речь ребенка, тем проще ему будет овладеть письмом и чтением (соответственно, если ребенок плохо читает – ему сложно усваивать новые знания из книг).

8 проблем, которые должны быть решены до первого класса

Отсутствие каких-либо звуков в речи.
В норме, все звуки должны появиться в речи ребенка к 5-5,5 годам, т.е. в дошкольном возрасте. Отсутствие звуков тормозит развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи. Так же, как и в устной речи, дети будут искажать или совсем пропускать звук на письме.

Ф️онетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
При ФФН дети хуже различают на слух фонемы родного языка.

Это выражается в:
  • заменах звуков более простыми по артикуляции («Л» заменяется на «У», «Й», «В»);
  • недифференцированном произношении звуков (например, два звука «С» и «Ш» заменяются одним нечетко произносимым звуком «Ш» (смягченным);
  • нестойком употреблении звуков, т.е. их смешении. Ребенок может произносить звук правильно в простых словах или изолированно (отдельно), но в самостоятельной речи заменяет звуки. Например, «самолет — шамолет, шапка — сапка, рыба — выба».

Дети нарушают слоговую структуру слова.
Например, не могут правильно произнести слова: «мотоциклист, регулировщик, термометр, кинотеатр». Такое нарушение также может быть признаком дислексии.

Маленький словарный запас, нарушения лексико-грамматических категорий (незнание частей тела человека и животных, профессий и т.д.).
К 7 годам в речи ребенка должны присутствовать 2000-2500 слов.

Детям трудно подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.

Трудности в образовании прилагательных от существительных, а также существительных множественного числа, стойкие ошибки в согласовании существительных с числительными.

Ребенок не понимает и не может использовать сложные предлоги.

Ребенок не может составить рассказ по картинкам.

С чего начать работу над проблемами в речи?

Для устранения проблем речевого развития нужно научить ребенка правильно контролировать речевой аппарат, причем сделать это необходимо как можно раньше.

Грамотным решением будет консультация опытного грамотного логопеда для выявления истинной причины проблемы неправильного речевого развития и составления максимально эффективной коррекционной программы. Только квалифицированный специалист сможет провести тонкую работу с мозгом, органами дыхания, а также нервной и мышечной системами.

Профилактика проблем с речью дошкольников

Полноценное общение

Развитию речи детей вне зависимости от их возраста способствуют разговоры на любые темы. Спрашивайте их мнение, шутите и не игнорируйте миллион «почему». Не ругайте их за ошибки, но мягко исправляйте на правильный вариант.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, пазлы и любые другие действия пальцами способны стимулировать нервные окончания, связанные с участками мозга, которые отвечают за развитие речевых навыков.

Коррекционные игры


Логопед поможет выбрать грамотные игры в данном конкретном случае. Устранить проблемы в развитии речи детей помогут артикуляционная гимнастика, надувание шариков или протяжные песни. Главное – веселитесь от души!

Чтение

Слушая сказки на ночь, дети с младенчества учатся запоминать готовые фразы и отдельные слова, развивают образное мышление и, таким образом, стимулируют речевое развитие и культуру общения.

Если вы заметили одну из проблем с речью у вашего ребенка, то стоит обратиться к специалисту! Чем раньше вы обнаружите проблему, тем проще ее будет решить.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент