ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ — ДЛЯ КОГО И ЗАЧЕМ?

«Вы не учите, а только играете!» — с таким возражением нам приходится сталкиваться регулярно.

И хотя эффективность игровых методик в образовании детей уже ни раз была подтверждена на практике, все еще остаются те, кто хочет заниматься «по старой системе».

Почему игры работают, а «старая система» — уже нет?

Игра — ведущий тип деятельности для детей до 7 лет, через игру они познают мир. И в этом возрасте любая информация лучше усваивается, если ее подать в виде игры. К тому же игра – это сценарий, который бросает вызов. Появляется азарт при освоении навыков, который блокирует негативную реакцию на трудности, возникающие при попытке научиться чему-то новому. Например, впервые пытаясь научиться забивать мяч в ворота, вы, скорее всего, промахнетесь. Но с каждой последующей тренировкой у вас будет получаться лучше и лучше, а азарт будет подкреплять желание пробовать, пока не получится. Так работает и при освоении новых навыков, когда мы применяем игровые методики.

Кроме того, старая система может с легкостью травмировать неокрепшую психику ребенка, так как подразумевает субъективную оценку его способностей. Никто из вас ведь не любил оценки в школе?

Кажется, лед под «старой системой» уже начинает рушиться?
Эффективна ли онлайн-логопедия?

Почему мы в Novator выбираем игру в качестве основы для своих занятий?

Самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности ребенка в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, возможность проявить свои чувства. Но игра не только про развлечение!

Во время игры у ребенка развиваются основные психические функции — воображение, мышление, память, внимание и речь. Именно комплексная польза от игр и является основной причиной, по которой мы выбираем такой подход в обучении детей.

Помимо обычных и всем известных игр существуют коррекционные: они помогают ребенку преодолевать многие комплексы и проблемы, развивать собственные способности и навыки. И все это — во время приятного и веселого времяпрепровождения без каких-либо субъективных суждений.

Коррекционные игры и упражнения решают разные проблемы

Несколько примеров игр, которые наши логопеды используют на своих занятиях:
Игра «Прилагательные»

Эта игра помогает развивать словарный запас и выстраивать ассоциативные связи в голове ребенка.

Как проходит игра:
Диктор называет список слов, которые относятся к одному из предметов на экране. Задача ребенка внимательно послушать, догадаться, о чем идет речь, назвать это и щелкнуть по наклейке. Например: «Веселый, улыбающийся, смешной» — «Клоун».
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Она помогает укреплять мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти).

Как проходит игра:
На экране ребенок видит картинки, которые сопровождаются аудио со стихотворениями, чтобы вовлечь ребенка. Задача ребенка — повторять действия за педагогом.

Виды логопедических игр

  • Разминка
Такие упражнения, как артикуляционная гимнастика, подготавливают речевой аппарат детей к правильному воспроизведению звуков.

  • Отработка звукопроизношения
Помогает малышу правильно произносить звуки. Метод подражания здесь подойдет как нельзя лучше. Дети с удовольствием повторяют за животными: мычат как корова, жужжат как шмель или бибикают как машина. Также полезными будут тематические карточки (формы, одежда, домашние животные, посуда и пр.), домино и иные пособия, которые помимо тренировки речи знакомят ребенка с новыми обязательными понятиями.

  • Развитие мелкой моторики
Близкое соседство речевого и моторного центров в мозге детей позволяет развивать первый при помощи стимуляции второго. Поэтому эффективной тренировкой моторного центра при любых проблемах речевого развития считается выполнение руками точных мелких движений. Пальчиковые игры – самый распространенный вариант таких упражнений.

  • Развитие фонематического слуха
Тренировка слухового восприятия оказывает прямое влияние на формирование устной речи. Начните игру со звукозаписей – включайте детям звуки природы (вода, огонь, ветер, животные и пр.), просите назвать это и самостоятельно проговорить. Подойдут и картинки, которые нужно озвучить. Пусть извлекает звуки из всего, что ему подвернется под руку. В виде игры обращайте внимание ребенка на все окружающие его звуки (летит самолет, пищит светофор, воет сирена, шумят деревья и т.д.).

  • Тренировка правильного дыхания
Умение глубоко и правильно дышать позволяет правильно и четко воспроизводить многие звуки, особенно гласные. Поставленное речевое дыхание помогает детям научиться контролировать громкость и тембр голоса, придавать предложениям выразительность.

Основная работа идет с глубоким вдохом и контролируемым выдохом: тратить нужно не сразу весь объем воздуха, а экономно и порционно. Взрослые должны следить, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не задирал нос, а при выдохе не раздувал щеки.

Примеры логопедических игр

Постановка дыхания:

Для тренировки речевого дыхания логопеды советуют специальные тренажеры. Они учат детей глубоко дышать и контролировать вдох и выдох.

  1. Глубокий вдох носом и резкий выдох ртом – возьмите чистый тонкий платок или салфетку и положите на лицо малыша, которому нужно сдуть его.
  2. Глубокий вдох носом и плавный выдох ртом – на поверхность стола кладете легкую игрушку или скомканный фантик, который нужно аккуратно «додуть» до противоположного конца стола так, чтобы он не упал.
  3. Надувайте воздушные шарики везде и всегда, пусть ребенок дует на свечи и тушит их не только на День Рождения!
  4. Используйте музыкальные игры на выпевание гласных. Постарайтесь, чтобы у ребенка звук выходил как будто из живота и был глубоким, а не поверхностным, словно его обрезала гортань.

Для формирования правильного произношения:

Логопедические упражнения можно организовывать на основе любой детской сюжетно-ролевой игры: имитации животных, подражания водителю трамвая, приготовления еды или укачивания пупса. Попросите ребенка озвучивать любое движение, которое он производит: петь кукле «баю-баюшки-баю», булькать как суп в кастрюле, рычать как лев, а потом – как двигатель автомобиля. Прелесть подобных логопедических игр заключается в том, что для них не нужно никакого дополнительного оборудования – только воображение и контроль произношения.

Развитие фонематического слуха:

  1. Попросите ребенка произнести первый или последний звук в слове.
  2. Предложите малышу хлопнуть в ладоши каждый раз, когда он услышит заданный звук в произносимой вами цепочке. Задание можно усложнить, проговаривая не отдельные звуки, а слоги с нужной буквой.
  3. Малыши обожают исправлять взрослых. Укажите на любой предмет и спросите ребенка: «Это мюч?» «Неееет! Мяч!» – радостно завопит чадо, обрадовавшись, что мама ошиблась, а он пришел на помощь! Также можно давать два варианта на выбор, среди которых ребенок должен определить верный.

Развитие мелкой моторики:

  1. Устройте игры с твердым пластилином – дети могут размазывать его по листу бумаги, катать шарики и лепить из них червячков и снеговиков или расплющивать в лепешки.
  2. Самой популярной пальчиковой игрой является «сорока-ворона». А еще дети любого возраста приходят в неописуемый восторг от театра теней. Научите малыша волшебству, как на пустой стене изобразить тени собаки, бабочки, бабульки и другие любопытные фигуры.
  3. Возьмите лист бумаги и позвольте малышу сделать с ним все, что заблагорассудится. Пусть складывает по сгибам или мнет одним куском, рвет пополам или тонкими полосками, играет в Робина Гуда, пытаясь попасть в мусорное ведро, тазик или кота.
  4. Четкость движений детей также тренирует сортировка мелких предметов (особенно в возрасте 3 лет). Пусть разбирают пуговицы по цветам и помогают перебирать рис и гречку.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент