Методики раннего развития детей

Современные родители заинтересованы во всестороннем развитии детей. Именно поэтому методики раннего развития детей становятся сегодня такими популярными. Многие готовы водить ребенка с одного года до трех лет на специальные занятия к опытным педагогам. Но как выбрать подходящий развивающий центр и нужную методику? Стоит разобраться, какие методики развития детей раннего возраста наиболее эффективны и безопасны для малышей.
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Что такое раннее развитие ребенка

Ранним развитием детей принято считать организацию специальных занятий с малышом до 7 лет. Психологи говорят о том, что младенчество и раннее детство — наиболее благоприятное время для стимуляции развития нервной системы малыша и его мозга.

В этот период онтогенеза опытные специалисты развивают у детей такие сферы, как:

  • моторная;
  • сенсорная;
  • эмоциональная;
  • интеллектуальная.

Методика Монтессори

Метод Марии Монтессори считается одним из самых эффективных методов раннего развития. Эта развивающая методика обучения детей 1−3 лет стала популярной во всем мире. Суть методики основана на том, что взрослый должен внимательно наблюдать, какие виды деятельности интересны малышу и помогает ему стать успешным в выбранных видах деятельности. Критика действий ребенка недопустима, даже если он что-то делает неправильно. Если у малыша

возникают трудности, педагог должен показать ему способ использования предмета или выполнения задания. Занятия по системе Монтессори проводятся в групповой форме. При этом в группе могут быть дети разного возраста. Это способствует зарождению у них коммуникации и желания сотрудничать.

Кабинет для занятий превращают в игровое пространство с множеством дидактических пособий и игрушек, разделенное на тематические зоны:

  • математическую;

  • лингвистическую;

  • сенсорную.

Ребенок выбирает ту зону, которая ему интересна.

Методика Гленна Домана

Методика Г. Домана направлена на всестороннее интеллектуальное развитие малышей первых лет жизни. Автор методики разработал собственный дидактический материал, в который вошли карточки с изображениями различных предметов окружающего мира, оттенков цветов, буквенно-цифровых символов, геометрических фигур.

Как показывает практика, методика Домана успешно применяется при обучении детей дошкольного возраста чтению, музыкальной грамоте, иностранным языкам. Занятия можно начинать с младенческого возраста. Чтобы обучение было успешным, нужно:

  • проводить короткие занятия несколько раз в день;

  • постоянно повторять изученный материал;

  • изучать новый материал с опорой на пройденные блоки.

Вальдорфская педагогика

Система Вальдорфской педагогики была разработана Рудольфом Штайнером. Принципы обучения отличаются от особенностей организации обучения в традиционной системе. Ее основными отличительными особенностями являются:

  • организация обучения в соответствии с принципами личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных психологических особенностей детей;

  • обучение не предполагает выставление детям оценок;

  • комфорт обучения, так как все задания дети выполняют в индивидуальном темпе;

  • возможность ребенка выбрать именно те направления развития, которые ему интересны;

  • формирование у детей ответственности за свои поступки;

  • обучение детей навыкам сотрудничества;- развитие у детей творческого потенциала и эмоционального интеллекта.

Система Никитиных

Супруги Никитины, опираясь на собственный опыт воспитания детей, разработали методику стимулирования творческого потенциала личности одновременно с интеллектуальным и физическим развитием.

Авторы концепции предлагали детям игры и книги, которые ориентированы на более старший возраст. Это стимулировало развитие детского интеллекта. Кроме того, педагоги доказали, что вовлеченность родителей в процесс развивающих занятий повышает их результативность.

Метод Антона Макаренко

Акцент в своей работе с детьми А. Макаренко делал на трудовом воспитании. Он формировал у детей самостоятельность и чувства коллективизма, приучал их существовать на одной территории без конфликтов. Великий педагог во главу угла ставил общее дело и жесткую дисциплину.

«Школа семи гномов»

«Школа семи гномов» — это программа комплексного развития детей от 0 до 7 лет. Она разработана Д.Денисовой. Автором разработаны методические пособия с рекомендациями для родителей по организации ежедневных занятий с детьми. Программа позволяет:

расширять словарный запас ребенка;

знакомить малыша с различными явлениями окружающего мира;

учить ребенка считать и читать;

подготавливать руку ребенка к овладению письмом.

Методика Воскобовича

В.Воскобович в конце 90-х годов разработал серию дидактических игр и творческих заданий для детей. Придуманные им упражнения и задания подходят для развития интеллекта детей с 2 лет. Они улучшают у детей:

  • умение классифицировать предметы по заданному признаку;

  • произвольное внимание и память;

  • сенсомоторные умения;

  • умение сравнивать предметы;

  • логическое мышление;

  • умение читать;

  • вычислительные навыки;

  • навыки конструирования.

Методика Тюленева

П.Тюленев разработал систему ускоренного развития интеллекта детей раннего возраста. Занятия по программе Тюленева можно проводить с младенцами. Основными инструментами в методике Тюленева являются:

  • магнитная азбука с русскими и латинскими буквами;- простые орнаменты;

  • геометрические фигуры;

  • карточки с изображениями предметов окружающего мира;

  • кубики с буквами.

Систематические занятия с ребенком с рождения до 6 лет — это отличный вариант планомерной подготовки его к освоению программы школы, так как занятия развивают все когнитивные процессы малыша.

Система Занкова

Система обучения Л. Занкова предполагает планомерное движение от сложных заданий к простым и работу в ускоренном темпе. Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок сам сможет открыть новое знание, найти способ решения задачи. Основным методом познания Л. Занков считал дискуссию.

По мнению экспертов, обучение по данной системе подходит не всем детям. Новые знания будут успешно формироваться только у детей с высокой учебной мотивацией. Подход Занкова учит:

  • рассуждать, выдвигать гипотезы, проявлять креативность в решении поставленных задач;

  • аргументировано излагать свою позицию во время дискуссии;

  • внимательно слушать инструкцию взрослого;

  • импровизировать.

Методика Масару Ибуки

Методика М. Ибуки направлена на интенсивное развитие мозга и эмоционально-волевой сферы ребенка от рождения до 3 лет. Задача взрослого — создать условия для творчества и не мешать ребенку творить.

Главными преимуществами методики являются:

  • учет индивидуальных особенностей детей;

  • комплексное развитие психических процессов;

  • развитие самостоятельности малыша;

  • развитие познавательного интереса ребенка.

Методика Фридриха Фребеля

Принципы, разработанные в 19 веке Ф. Фребелем, положены в основу современных программ дошкольного образования. Автор считал, что для полноценного развития детям раннего возраста нужно: — больше играть на свежем воздухе;

  • выполнять физические упражнения;

  • общаться со сверстниками и взрослым;

  • самостоятельно выбирать вид творческих занятий.

Основным средством познавательного развития детей Фребель считал игру. Также он подчеркивал значимость знакомства малыша с явлениями природы.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

С.Лупан призывает с раннего возраста заниматься развитием ребенка в семье. Она предлагала формировать важные умения и личностные качества малышей непосредственно в бытовых действиях и во время игры. Следование принципам Лупан гарантирует:

  • развитие гибкости мышления у ребенка;

  • развитие умения внимательно слушать взрослого;

  • гармоничное физическое развитие малышей;

  • стабильность эмоционального фона ребенка;

  • формирование прочной эмоциональной связи ребенка с родителями;

  • качественную подготовку ребенка к школьному обучению.

Методика Николая Зайцева

Н.Зайцев разработал дидактические пособия, которые без серьезных усилий позволяют научить дошкольников бегло читать по слогам из 2 букв. Им были созданы кубики, на гранях которых напечатаны слоги. Размер, цвет и вес кубиков разный, так как и слоги в русском языке разные по звучанию. Эта особенность дидактического материала обеспечивает ребенку быстрое запоминание и дифференциацию твердых, мягких, глухих и звонких фонем.

Занятия с ребенком по методике Зайцева можно начать в 2 года. Их нужно организовать так, чтобы учебная деятельность воспринималась ребенком как увлекательная игра.

Методика Чаплыгина

Эта методика похожа на предыдущую. Е. Чаплыгиным был разработан способ простого объяснения ребенку основных принципов чтения. Он создал методическое пособие по обучению дошкольников чтению — кубики с буквами. В отличие от методики Зайцева, все кубики имеют одинаковый цвет и размер. На 10 кубиках написаны одиночные буквы русского языка. На других 10 кубиках написаны слоги. Кроме того, на кубиках есть картинки, которые облегчают детям нахождение кубика с нужной буквой для составления простых слов. В дидактический набор также входят карточки с буквами инструкция, с помощью которой родители могут организовать процесс обучения чтению дома самостоятельно.

Методика интенсивного обучения Китайгородской

Г. Китайгородской был разработан метод обучения дошкольников иностранному языку. Автор составила систему упражнений, выполнение которых помогает в короткие сроки (2 месяца) выучить основы иностранного языка. Обучение по данной методике строится в соответствии со следующей схемой:

1. Овладение правильной интонацией.

2. Освоение лексико-грамматических закономерностей иностранного языка.

3. Изучение фонетики и синтаксических правил языка.

Использовать методику в домашних условиях самостоятельно не представляется возможным. Достичь результата можно только в том случае, если занятия будет проводить квалифицированный педагог.

Плюсы и минусы раннего развития

Единого мнения о том, полезны или вредны развивающие методики для детей раннего возраста среди специалистов в области педагогики, медицины и психологии, нет. Поэтому в виде таблицы стоит рассмотреть плюсы и минусы раннего развития детей.

Как выбрать методику, подходящую вашему ребенку

Чтобы выбрать подходящую методику, нужно:

1. Внимательно изучить особенности разных методик раннего развития. Особое внимание стоит уделить тем программам, которые ориентированы на комплексное развитие когнитивных процессов. Выбор стоит остановить на той методике, которая интуитивно более понятна.

2. Провести пробное занятие по выбранной методике. Во время занятия нужно наблюдать, как реагирует на дидактический материал ребенок.

3. Если на первом занятии у ребенка отмечаются признаки утомления, стоит прекратить обучение. Возможно, малыш еще не готов к освоению выбранной программы, или она ему не подходит.

Есть ли эффективные методики раннего развития способностей к иностранным языкам

Современные методики раннего развития помогут ребенку овладеть иностранным языком.
К таким программам относятся:

  • методика Домана;

  • методика Зайцева;

  • методика Монтессори.

Что насчет раннего спортивного развития

Раннему физическому развитию детей помогают занятия по следующим методикам:

  •  методика Никитиных;

  • методика Ибуки.

Какие ошибки допускают родители, занимаясь ранним развитием ребенка

При выборе программ для раннего развития малыша родители часто совершают такие ошибки, как:

  • выбор занятия без учета интересов ребенка, его способностей и склонностей;

  • выбор методик, в которых предполагается жесткая дисциплина;

  • выбор программ, которые направлены на развитие одной определенной сферы личности.

Таким образом, методики раннего развития малыша позволяют обнаружить таланты у ребенка и помочь ему самореализоваться. Кроме того, занятия по специальным программам помогают дошкольнику подготовиться к школьному обучению. Но позитивные результаты будут только при условии вдумчивого выбора родителями подходящих программ.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике