Возраст;Особенности формирования речи ребенка
1-2 месяца;Ребенок поддерживает контакт глаз со взрослым, когда тот с ним разговаривает. У малыша есть реакция на звуки, он реагирует улыбкой и комплексом оживления на знакомых людей.
3 месяца;Появляется гуление. Малыш говорит все гласные звуки, произвольно объединяя их в слоги с использованием согласных [н], [к], [г].
4 месяца;Появляются повизгивания, смех, являющиеся основными положительными реакциями ребенка на общение с ним родителей. Малыш произносит такие сочетания фонем, как [бу], [агу], [пф], [пль], [тль].
5-6 месяцев;Появляется лепет, в процессе которого ребенок активно использует такие повторяющиеся сочетания звуков, как [ма], [ба], [бы], [гы], [гэ]. В этом возрасте ребенок учится различать интонации в речи взрослых.
7-8 месяцев;Малыш привлекает к себе внимание взрослого с помощью различных голосовых реакций.
9-10 месяцев;Ребенок учится общаться с окружающими с помощью жестов. Кроме того, в его речи появляются первые простые слова, состоящие из 1-2 слогов. Ребенок усваивает сенсорные эталоны, связанные с цветом, размером и формой предметов.
11-12 месяцев;Ребенок понимает простые высказывания взрослых и их словесные инструкции. Расширяется пассивный словарь ребенка, он запоминает названия столовых приборов, деталей одежды, элементов интерьера. В активном словаре малыша 10-12 слов.
13-15 месяцев;Ребенок способен правильно воспринимать и выполнять простые задания взрослых, даже если инструкция не подкреплялась указательными жестами. Активный словарь ребенка расширяется до 15-20 слов. Малыш отыскивает заданные предметы на картинках и показывает на них пальцем.
1,6 года;В речи малыша появляются первые фразы, состоящие из 2 слов. В общении со взрослыми ребенок использует много упрощенных слов, поэтому его высказывания посторонним людям непонятны.
1,9 года;Малыш знает названия частей тела, может их показать. Свои высказывания малыш сопровождает активной жестикуляцией. В речи он использует разные интонации, подражая взрослым. У детей в этом возрасте развивается чувство речевого ритма, поэтому им очень нравятся стихотворные тексты, забавные песенки.
2-2,6 года;Ребенок правильно выговаривает такие согласные звуки, как [г], [б], [в], [п], [д], [к], [м], [н], [т], [х], [ф]. Пропуски или замены сложных фонем в этом возрасте считаются нормой.
3 года;Словарный запас ребенка увеличивается до 1000 слов. В речи малыша дошкольника появляются подчинительные союзы. В общении со взрослым он использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из 5-7 слов. Ребенок внимательно слушает сказки. Он может ответить на вопросы взрослого по прочитанному тексту, пересказать короткую сказку.