Постановка звука Ч

В трехлетнем возрасте дети могут неправильно произносить звуки. Например, вместо [Ч] говорить [С] или [З]. Тогда вместо «чулки» будет слышаться «сульки». В 4−5 лет дошкольник должен правильно произносить все звуки речи. Если этого не происходит, то обратитесь за консультацией к логопеду. Иногда проблемы затрагивают 1 или 2 звука. Например, могут страдать шипящие: [Ч] или [Щ].
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Правильная артикуляция звука Ч

Прежде чем переходить к постановке звука [Ч] нужно изучить особенности правильного произношения. Так, требуется выполнить сложные действия языком. Кончик прижимается к нижним бугоркам за зубами, а передняя касается альвеол. Средняя часть выгибается к нёбу. Сам язык должен немного двигаться вперед.

Для правильного произнесения звука [Ч] должно произойти два действия. Первое: кончик языка поднимается к верхним зубам и касается их. Второе: Он сдвигается к альвеолам и отрывается от них на 1−2 мм, пропуская воздух. Переход между этими действиями не заметен на слух и проводится очень быстро.

При произношении [Ч] губы округлены и немного выдвинуты вперед. Если утрировать, то должно получиться быстрое соединение [Ть] и [Шь]. Немного похож на краткий [Щ].

Чаще всего [Ч] заменяется на [С], реже на [Т] ли [Ш]. Иногда встречается мягкий [Ц] (в русском языке он всегда твердый вне зависимости от гласного).

Постановка звука Ч

Чаще всего используют механический способ постановки звука [Ч]. Для этого используют шпатель. Ребенка просят произносить слоги АТЬ-АТЬ-АТЬ и в этом время взрослый инструментом поднимает кончик языка, руками выдвигая губы вперед. В итоге начинает слышаться слог АЧ-АЧ-АЧ.

Реже применяется прием постановки звука [Ч] по подражанию. Подходит для работы 5−6 летними детьми. Сначала взрослый объясняет, как правильно произнести [Ч]. Перед зеркалом ребенок тренируется выполнять правильную артикуляционную позу. Потом взрослый просит произнести АТЬ-АТЬ-АТЬ и усилить выдох на согласном звуке. Если все сделано правильно, то послышится АЧ-АЧ-АЧ.

После механической постановки звука [Ч] поэтапно проводится автоматизация. Для этого ребенок должен научиться на слух различать правильное и неправильное произношение. Перед началом работы занимаются развитием мышц языка и губ. Иначе ребенок не сможет удерживать правильную позу для произношения звука.

Постановка и автоматизация звука [Ч] обязательно сопровождается работой по различению на слух [С] и [Ц]. Иначе ребенок будет путать их в речи.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ч

Если сложно разобраться в тонкостях произношения звука Ч, как поставить его, то стоит вернуться к разбору артикуляционной позы. Потребуется хорошая подвижность языка, губ и сильная воздушная струя. Первые две цели достигаются через выполнение артикуляционной гимнастики. Делают ее каждый день перед зеркалом под контролем взрослого.

Упражнения для губ

Для чистого произношения звука [Ч] важно правильно выдвигать губы. Их сужают и удерживают в таком положении. Вырабатывают переключение позы упражнениями:

  1. Трубочка. Сжать губы и вытянуть их. Удерживать позу до 10 секунд (начинать с 3 секунд и постепенно увеличивать продолжительность выполнения)
  2. Рупор. Губы округлены и выдвинуты. Должны быть видны резцы. Удерживать позу до 5 секунд.
  3. Заборчик. Сжать зубы и поднять обе губы. Должны быть хорошо видны зубные ряды.

Полезно чередовать выполнение упражнений. Например, сначала «Заборчик», потом «Рупор», затем «Трубочка». Главное, выполнять быстро и безошибочно.

Упражнения для развития выдоха

Полезно сдувать маленькие предметы: вату, бумажки, салфетки и т. п. На занятии ребенка просят вдохнуть носом и выдохнуть ртом. Важно следить за тем, чтобы щеки не надувались. Иначе сильный выдох не получится сделать.

Можно выполнять упражнение «Фокус». Для этого на кончик носа кладут маленькую ватку. Ребенок высовывает язык. Делает его широким и поднимает боковые края. Потом он выдыхает и пытается сдуть ватку. Для этого нужно направить выдыхаемый воздух вверх.

Упражнения для язычка

Для выработки свободных движений языка ребенка просят поочередно сужать и расширять его. Полезно поднимать кончик языка и касаться верхних зубов.

Мышцы языка укрепляют упражнением «Качели». Ребенка просят упереться кончиком языка в альвеолы верхних зубов, потом в нижние. Выполнять упражнение нужно несколько раз.

Если ребенку сложно шипеть, то его просят положить широкий язык на нижнюю губу и слегка поприкусывать его. Это расслабит мышцы. После можно приступить к выполнению других упражнений.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ч] должна выполняться ежедневно. Желательно использовать тематические картинки. Наглядные подсказки помогают ребенку быстрее запомнить упражнения. Если соблюдать рекомендации логопеда, то вопросов о том, как поставить звук [Ч] не возникнет.

Автоматизация звука Ч

Начинать работу нужно с обратных слогов (начинаются на гласные звуки). Это отличается от классической схемы автоматизации звука. [Ч] проще закрепить в обратных слогах. Потом уже переходят к работе с прямыми слогами.

Постановка звука [Ч] и речевой материал должны соответствовать возрасту ребенка. Дошкольникам интересны игры. Например, можно сделать ходилки. На листе рисуют маршрут и каждой клетке присваивают номер. Ребенок бросает кубик и передвигает фишку на выпавшее число. Для шестилетних детей можно придумать игры с буквами. Это помогает учить их читать и заодно исправлять звукопроизношение.

Постановка звука [Ч] в заданиях проводится в несколько этапов. После слогов переходят к словам. Позиция звука в речевом материале: в начале, середине и конце слова. Далее работают с предложениями, чистоговорками и скороговорками.

Дифференциация звука Ч

Если разобраться с тем, как поставить звук [Ч] ребенку еще возможно, то с дифференциацией могут возникнуть сложности. Занятия проводят в игровой форме. Начинают с различения изолированных звуков. Ребенка просят хлопнуть в ладошки, когда он услышит [Ч], а на [Ц] ничего делать не надо.

Потом переходят к слоговым дорожкам. Сначала заменяют один слог: ЧА-ЧА-ЦА. Потом усложняют задачу и дают слоги вперемешку. Грамотная постановка звука [Ч] поэтапно для логопеда не составляет такого труда, как для мамы самостоятельно. Помощь профессионала позволяет улучшить речь за короткий срок.

Заключение

Устранить недостатки звукопроизношения можно за 3−4 месяца. Главное, заниматься ежедневно дома. С помощью логопеда процесс пойдет еще быстрее. В итоге к школе ребенок будет с чистой устной речью.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике