Начинается коррекция речевого дыхания с развития ощущения вдоха и выдоха. Ребенка просят лечь на пол. На живот кладут любую мягкую игрушку и просят дошкольника с силой вдохнуть воздух. Живот надуется — игрушка поднимется. Потом просят сделать выдох и предмет опустится. Эта визуализация позволит сформировать мышечные ощущения от дыхания.
Можно надувать шарики и мыльные пузыри, сдувать маленькие кораблики с парусами в воду, задувать пламя свечи и т. п. Цель этих упражнений — формирование правильного по силе выдоха. Можно класть на стол ватные шарики и предлагать сбрасывать их путем применения сильной воздушной струи.
Взрослый должен направлять ребенка и корректировать его действия. Так, нельзя надувать щеки во время выдоха. Стоит один раз помочь ребенку: немного сдавить щеки пальцами и он начнет правильно выполнять действия.
Полезно играть на музыкальных инструментах: дудочках и губных гармошках. Можно пытаться согревать ладошки теплым дыханием. Это помогает контролировать силу и направление выдоха.
В развитии речевого дыхания упражнения для детей определенно помогают. Можно сделать разные игры в домашних условиях. Например, нарисовать цветочное поле, вырезать из бумаги бабочек и приклеить их на нитке к оборотной стороне рисунка. Потом ребенка попросить сдуть их одним выдохом.
Если заниматься каждый день и воспользоваться помощью логопеда, то к школе можно сформировать хорошее речевое дыхание. С ним ребенку будет просто рассказывать стихи и исполнять песни. Проблемы с письмом и речью тоже станут маловероятны.