Развитие речевого дыхания

Для произношения звука требуется выполнить два действия. Первое — привести губы и язык в определенное положение, второе — набрать воздух в легкие. После этого можно приступать к воспроизведению звука. Например, для [Р] нужно упереть кончик языка в бугорки за верхними зубами и силой подуть на него. Если все сделать правильно, то будет слышно громкое Рррррр. Без сильного выдоха язык не станет вибрировать.
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Что такое речевое дыхание?

Физиологическое дыхание происходит непроизвольно. При нем вдох и выдох одинаковые по продолжительности. Речевое дыхание может контролироваться человеком. При нем вдох идет через рот и нос, после чего следует выдох через рот. Оба процесса различаются по продолжительности. При хорошем развитии речевого дыхания вдох короче выдоха.

Правильное голосообразование важно для четкого произношения звуков. От него зависит интонация и громкость речи. Опытные учителя начальных классов замечают связь между дыханием и письмом. Когда ребенок учится писать, то он проговаривает про себя буквы. Если выдох слабый, то его не хватает для правильного проговаривания и этого негативно сказывается на качестве письма. Ребенок может пропускать буквы или слоги, путать окончания и неправильно склонять слова.

Поэтому развитие речевого дыхания у дошкольников является важной задачей. Особенно актуальна она для лиц с нарушениями речи. В этом случае работа над формированием правильного дыхания идет параллельно с остальными процессами по устранению дефектов.

Правильное речевое дыхание

Всего выделяют три типа дыхания: верхнереберное, грудное, грудобрюшное. В каждом принимает участие диафрагма — мускул, расположенный между грудной и брюшной полостью. Именно от нее зависит расширение легких.

Оптимальный тип дыхания — грудобрюшной. При нем диафрагма совершает множество мелких колебаний. Они обеспечивают выдох для произношения звуков.

При речевом дыхании вдох быстрый и энергичный, выдох длительный и плавный. Между процессами наблюдается небольшая пауза. В норме выдоха хватает для произношения одной фразы.

У детей речевое дыхание формируется до десяти лет. Это связано с постепенным увеличением сложности устной речи. Так, в 5−6 лет дети начинают использовать фразы из 5−7 слов. Из-за этого они могут говорить со сбоями и только со временем выдоха будет хватать на воспроизведение фразы.

Особенности развития речевого дыхания у дошкольников

Формирование речевого дыхания у детей начинается еще в младенчестве. В 3−6 месяцев происходит развитие функций, необходимых для голосовых реакцией. В 1 год ребенок уже использует в речи 10−12 слов. Вместе с речью развивается дыхание.

Уже в 4−5 лет формируется грудобрюшное дыхание. К пяти годам в минуты сильного эмоционального возбуждения ребенок может дышать всей грудью с задействованием плечей. На один речевой выдох приходится фраза из 3−4 слов. Для произношения длинной фразы дошкольнику приходится прерываться. Короткие стихи и песни произносятся быстро на одном выдохе.

В 5−6 лет в речевом дыхании появляются сбои. Это связано с усложнением речи: увеличением фразы до 6−7 слов, добавлением новой лексики, использованием нескольких грамматических основ. Появляются вздохи и остановки в дыхании.

Формирование речевого дыхания завершается к 10 годам. При условии, что у ребенка нет проблем с речью. Сложности могут возникнуть при наличии соматических болезней, так как они ослабляют организм.

Упражнения на речевое дыхание

Начинается коррекция речевого дыхания с развития ощущения вдоха и выдоха. Ребенка просят лечь на пол. На живот кладут любую мягкую игрушку и просят дошкольника с силой вдохнуть воздух. Живот надуется — игрушка поднимется. Потом просят сделать выдох и предмет опустится. Эта визуализация позволит сформировать мышечные ощущения от дыхания.

Можно надувать шарики и мыльные пузыри, сдувать маленькие кораблики с парусами в воду, задувать пламя свечи и т. п. Цель этих упражнений — формирование правильного по силе выдоха. Можно класть на стол ватные шарики и предлагать сбрасывать их путем применения сильной воздушной струи.

Взрослый должен направлять ребенка и корректировать его действия. Так, нельзя надувать щеки во время выдоха. Стоит один раз помочь ребенку: немного сдавить щеки пальцами и он начнет правильно выполнять действия.
Полезно играть на музыкальных инструментах: дудочках и губных гармошках. Можно пытаться согревать ладошки теплым дыханием. Это помогает контролировать силу и направление выдоха.

В развитии речевого дыхания упражнения для детей определенно помогают. Можно сделать разные игры в домашних условиях. Например, нарисовать цветочное поле, вырезать из бумаги бабочек и приклеить их на нитке к оборотной стороне рисунка. Потом ребенка попросить сдуть их одним выдохом.

Если заниматься каждый день и воспользоваться помощью логопеда, то к школе можно сформировать хорошее речевое дыхание. С ним ребенку будет просто рассказывать стихи и исполнять песни. Проблемы с письмом и речью тоже станут маловероятны.

Нарушения речевого дыхания

При проблемах с речью ребенок дышит верхней частью грудной клетки. У него могут двигаться плечи в процессе. При эмоциональной нагрузке ритм речи становится сбивчивым. Объем легких ниже возрастной нормы.

Могут отмечаться небольшие судороги в грудной клетке при попытке вдохнуть воздух. Произношение слов приходится на разные выдохи. Из-за этого требуются дополнительные вдохи. Речь неразборчивая и лишенная интонационной окраски.

Развитие речевого дыхания у детей должно проводится в несколько этапов. Сначала увеличивают объем легких, потом формируют грудобрюшной тип дыхания и уже потом переходят к работе над правильным выдохом. Без соблюдения этой системы результата не будет.

Для чего дыхательные упражнения используются в логопедии

Важна работа над речевым дыханием при устранении дефектов звукопроизношения. Для звуков речи важен правильный выдох. Не получится плавно разговаривать и использовать интонацию. Важно дыхание для регулировки громкости голоса.

Диафрагмальное дыхание в логопедии развивают при коррекции заикания и ринолалии — искаженого произношения звуков вследствии нарушений в строении носоглотки. Специальные упражнения помогают детям научиться правильно дышать и управлять этим процессом.

Часто упражнения на речевое дыхание входят в состав логопедического занятия. Выполнять их можно и дома. Например, с помощью специальных тренажеров. В прозрачный стакан насыпают пенопластовые шарики, закрывают крышкой с отверстием. Вставляют коктейльную трубочку и просят ребенка сильно подуть. Благодаря этому шарики будут передвигаться в стакане. Подобные игры очень нравятся детям.

Как правильно проводить дыхательные упражнения

Заниматься надо в чистом и хорошо проветриваемом помещении. На выполнение дыхательных упражнений ежедневно выделяют 5−7 минут. Дольше заниматься не стоит, так как в дошкольном возрасте дети быстро устают.

Упражнения выполняют на голодный желудок или спустя час после приема пищи. Это позволяет избежать проблем с пищеварением и дискомфорта в ЖКТ. В случае болезни лучше отложить занятие.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике