Ребенок смягчает согласные

Проблемы с устной речью не ограничиваются картавостью или шепелявостью. В некоторых случаях ребенок смягчает согласные звуки: заменяет мягкие на твердые. В речи это будет звучать следующим образом: Утук (утюг), масо (мясо), лубит (любит). Если ребенок смягчает звуки, то ему нужна помощь логопеда. Иначе проблема затронет письменную речь и школьник будет писать с ошибками.
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Виды дефекта смягчения

Выделяют три вида дефекта смягчения в логопедии:

  1. Полное отсутствие мягких звуков в речи.
  2. Частичная замена мягких звуков на твердые.
  3. Плохое различие парных звуков ([Л]-[Ль], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь]). Часть слов будет звучать правильно, другая — искаженно.

В редких случаях нарушение выражается в чрезмерном смягчении звуков. Тогда большинство твердых звуков будут заменяться. Например, вместо «Собака» прозвучит «Сябяка»

Развивается нарушение из-за снижения физического слуха. Ребенок может слышать обращенную речь, но не различать звуки. Другая причина — ограниченная подвижность мышц лица. Из-за этого дошкольнику сложно приоткрывать рот, складывать губы и двигать языком.

Несформированность фонематических процессов — вот почему ребенок смягчает звуки. У него нормальный физический слух, но звуки речи он не различает. Особенно если они парные и созвучны.

Что делать, если ребенок смягчает звуки

В зависимости от причины нарушения выбирают способы исправления дефекта. Если есть проблемы с подвижностью мышц речевого аппарата, то проводится работа над выработкой правильных артикуляционных поз. Так как разница в произношении минимальная, то ребенка учат различать звуки на слух.

Нужно обязательно объяснить дошкольнику разницу в значениях слов в зависимости от произношения. Для этого используют тематические картинки. Можно добавить символы. Например, твердые согласные обозначают знаком камня, мягкие — ватой или пушистыми облаками. Эти символы будут подсказкой для дошкольника.

Исправляются дефекты смягчения в логопедии в пять этапов. Это подготовка, постановка, автоматизация звука, дифференциация звуков. Выполнение каждого этапа обязательно. Иначе не удастся научить дошкольника правильно произносить твердые и мягкие звуки.

Если ребенок смягчает согласные звуки, как исправить нарушение знает логопед. Сама по себе проблема не решится. Исправлять акустическую дисграфию (нарушение письменной речи) будет сложнее. Для него характерно искаженное восприятие мягкости букв. Часто дети с этой проблемой вместо «коньки» пишут «конки».

Этапы работы над дефектом смягчения

Если ребенок смягчает согласные звуки, то заниматься с ним нужно каждый день. Желательно наблюдаться у логопеда. Он будет дополнительно заниматься с дошкольником и помогать родителям исправлять дефекты звукопроизношения.

Подготовка

Необходимо выработать у ребенка понятия мягкости и твердости звуков. Помимо символов можно использовать окружающие предметы. Например, мяч или кубики твердые, вата и поролон — мягкие. Опора на реальные вещи упрощает усвоение понятий.

Обязательно делают артикуляционные упражнения. Для укрепления и расслабления мышц языка делают «Горку». Ребенок упирается кончиком языка в нижние зубы. Взрослый задвигает его внутрь рта медленным нажимом. Ребенок должен выталкивать палец языком.

Полезно выгибать спинку языка, касаться кончиком зубов, слегка прикусывать язык и шлепать по нему губами. Эти движения расслабляют спинку и позволяют развивать гибкость органа.

Постановка звуков

Чаще всего, мягкие пары ставят по подражанию. Взрослый объясняет разницу в звучании твердых и мягких звуков. Потом предлагает повторить за собой. Рекомендуется начинать с простых звуков: [Т], [Д], [Н], [Ф], [В]. Их артикуляцию легко повторить вслед за взрослым.

Может применяться механическая постановка. Например, для получения [Ть] ребенка просят произнести АТ-АТ-АТ. В этот момент взрослый нажимает на кончик языка и звук превращается из [Т] в [Ть], в результате слышится: АТЬ-АТЬ-АТЬ. Таким же способом ставят [Дь] и [Нь].

Автоматизация звуков

Проводится по стандартной схеме. После постановки изолированного звука переходят к прямым и обратным слогам, словам, фразам. Занятия проводят в игровой форме. Важно продолжать работу над развитием фонематического слуха. Иначе ребенку будет сложно различать искаженное и нормативное звучание.

Дифференциация звуков

На этом этапе важно сформировать у дошкольника четкое понимание, как произносится каждая пара. Например, при переходе от твердого [Р] к мягкому [Рь] кончик языка смещается к верхним зубам. При произношении пары [Л] и [Ль] наблюдается обратное.

Важно не торопиться с усвоением информации. Ребенку может быть сложно определить правильно звуки среди схожих. На выработку новых навыков может уйти год. При ежедневных занятиях время можно сократить в два раза.

Выработка навыков самоконтроля

Успешность работы по устранению дефекта во многом зависит от того, как дошкольник различает звуки на слух. Всего в русском языке 15 пар согласных. Все их должен запомнить ребенок.

Родители должны стимулировать дошкольника работать над чистотой речью. Например, пообещать подарок или выполнение одного желания. Стоит поправлять малыша и просить его правильно произносить слова.

Если ребенок смягчает звуки, что делать знает не каждый взрослый. Смягчение согласных в логопедии — явление частое, поэтому специалист точно поможет справиться с этой проблемой. Если обратиться к нему в дошкольном возрасте, то можно избежать проблем с письменной речью и сложностей в учебе в средней школе. Дефект полностью устраним при слаженной работе логопеда и родителей.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике