Что делать, если ребенок стесняется разговаривать

Индивидуальные психологические особенности детей объясняют то, что некоторые малыши быстро находят общий язык со сверстниками, а другие стесняются разговаривать. Стоит разобраться, почему ребенок стесняется говорить на людях: комплекс неуверенности в себе, особенности темперамента или ошибки воспитания?
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Почему дети стесняются разговаривать

Психофизиологи установили, что для ребенка в возрасте от 7 месяцев до 2−3 лет свойственна стеснительность, которая проявляется в том, что он с осторожностью вступает в контакт со взрослым или же вовсе не решается заговорить с посторонним человеком. Постепенно застенчивость у малышей проходит. Они начинают получать удовольствие от социального взаимодействия, поэтому с большим желанием что-то рассказывают взрослым, общаются с другими детьми на детской площадке. Однако иногда проблема не проходит сама собой. В этом случае стоит выявить причины, из-за которых ребенок стесняется говорить.

Возраст

Родителям не стоит сразу беспокоиться, если ребенок стесняется разговаривать с посторонними людьми. Дети раннего возраста уже способны отличать членов своей семьи от посторонних людей. При этом к незнакомцам они относятся настороженно, так как понимают, что от них может исходить опасность. В возрасте 6−18 месяцев у ребенка начинает формироваться инстинкт самосохранения, поэтому в его поведении появляется застенчивость. Бороться с этой индивидуальной особенностью не нужно, с возрастом она исчезнет, если родители будут уважительно относиться к личным границам малыша, поддерживать его психологически.

Отсутствие опыта

Если ребенок на протяжении младенчества и раннего детства взаимодействует только с родителями и ближайшими родственниками, в дальнейшем ему трудно будет социализироваться и научиться общаться. Ограниченные социальные контакты становятся типичным ответом на вопрос о том, почему ребенок стесняется говорить. Опыт общения формируется в непосредственном контакте малыша с разными категориями людей: взрослыми, сверстниками на детской площадке, подростками.

Психологи подчеркивают, что взаимодействие с другими детьми и их родителями — это необходимое условие комплексной подготовки малыша к социализации в дошкольном образовательном учреждении.

Если в период дошкольного детства застенчивый ребенок не ходил в детский сад, в первый год обучения в школе у него будут серьезные коммуникативные трудности. Необходимость разговаривать с педагогом и одноклассниками станет для него тяжелым испытанием. В качестве защитной реакции на стрессовую ситуацию будет отказ ребенка от общения. Задача родителей — создавать дошкольнику ситуации общения. До момента поступления в школу ребенок должен научиться инициировать диалог и поддерживать беседу, внимательно слушать собеседника, самостоятельно решать конфликты со сверстниками, договариваться с ними о правилах игры. Важно познакомить малыша с законами дружбы, чаще ходить с ним в гости.

Новая обстановка

В новой обстановке стеснительные дети ведут себя неуверенно. В привычных условиях им гораздо проще заговорить с кем-нибудь, обсудить с другом конкретную ситуацию. Умение адаптироваться к новым условиям у всех детей развито по-разному.

Одним малышам нужно всего лишь нескольких часов, чтобы привыкнуть к новому месту, а другим требуется гораздо больше времени для адаптации. Придя первый раз в детский сад, малыш сначала осматривается, идет к игрушкам. Лишь через несколько дней он начнет знакомиться с ребятами, разговаривать с ними, когда поймет, что бояться нечего.

Неуверенность в себе

Детям с низкой самооценкой сложно влиться в коллектив сверстников. Они сознательно уклоняются от контактов и общения, так как сравнивают себя с другими в негативном ключе.
Следует помнить, что первичную самооценку формируют у ребенка родители. Фразы, которые ребенок слышит от родителей в свой адрес, должны помогать ему. Именно поэтому психологи рекомендуют чаще хвалить ребенка, а не ругать. Если родители слишком требовательны, акцентируют внимание ребенка на неудачах, ему не просто будет побороть страх совершить ошибку во время общения со сверстниками.

Еще одной причиной формирования у ребенка неуверенности в себе является игнорирование взрослыми его потребностей. Родителям стоит пересмотреть свое отношение к ребенку, избавиться от завышенных ожиданий и полюбить его таким, какой он есть. Когда малыш почувствует, что его любят, что он интересен родителям, он становится более общительным.

Особенности темперамента

Застенчивость как черта характера часто формируется у детей с меланхоличным или флегматичным типом темперамента. Холерики и сангвиники обладают большей экстраверсией, поэтому даже в детстве они общительны и словоохотливы. Флегматики и меланхолики не испытывают потребности в контактах с самыми разными людьми, им комфортно наедине с собой. Шумные игры, полилоги, долгие разговоры их утомляют.

Определить тип темперамента ребенка можно, наблюдая за его поведением, а также с помощью психодиагностических инструментов. Индивидуальные психологические особенности малыша нужно принять. Чрезмерная эмоциональная нагрузка, связанная с общением, меланхоликам и флегматикам противопоказана.

Изучить особенности психики ребенка и принять их родителям поможет квалифицированный психолог.

Ошибки родителей

Детская застенчивость — типичный повод для родительских переживаний. Желая исправить данную черту характера ребенка, родители не всегда действуют правильно.

Психологи рекомендуют избегать крайностей, которые не помогут справиться с проблемой:

1. Пробовать различные способы оперативного устранения стеснительности. Важно понять, что застенчивый ребенок не станет общительным, если заставлять его читать стихи перед взрослой аудиторией, записать в театральный кружок или в эстрадную студию. Застенчивый ребенок, оказавшись на публике, испытывает стресс. Он не может связно говорить, отвечать на вопросы и заниматься творчеством. Стремление взрослых радикальными методами решить проблему только усугубляет ее: к застенчивости прибавляются тревожность, страх наказания и чувство вины.

2. Игнорировать факт существования проблемы. Видя, что ребенок не стремится к социальной активности, родители приспосабливаются к этой ситуации, находят для себя в ней выгоду. Молчаливый малыш удобен для взрослых, ведь он не доставляет им никаких хлопот. Игнорирование психологической проблемы в детском возрасте приведет к серьезным трудностям в дальнейшем. Застенчивый малыш станет неуверенным в себе взрослым, которому трудно будет найти престижную работу, выстраивать отношения с противоположным полом.

Психологи призывают бороться с застенчивостью с помощью эмоциональной поддержки.

Как помочь ребенку социализироваться

Малышу легче социализироваться, когда рядом с ним родители. Чтобы адаптационный процесс шел быстрее, нужно:

1. Оказывать эмоциональную поддержку ребенку. Не нужно торопить его и настаивать на том, чтобы он сразу же пошел знакомиться с детьми в группе детского сада или на площадке во дворе. Лучше какое-то время находиться рядом, обнимать или держать его за руку. Так малыш будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Когда он освоится в новой обстановке, он сам отпустит мамину руку и пойдет к ребятам.

2. Отправляясь в незнакомое место, стоит заранее подготовить ребенка к тому, что там будет. Важно рассказать, на какое мероприятие малыш пойдет с родителями, что там будет происходить и как принято вести себя в таких местах. Но при этом не стоит слишком расхваливать мероприятие. Лучше сказать ребенку, что с праздника можно уйти в любой момент, если ему там не понравится.

3. Если ребенок интроверт, не стоит создавать ему стрессовые публичные ситуации. Важно принимать индивидуальность малыша.

4. Отказ от коммуникации не всегда обусловлен психологическими особенностями. Иногда застенчивость ребенка связана с наличием у него речевых дефектов или неврологических диагнозов. Стоит записаться на консультацию к логопеду и дефектологу.

5. Гиперопека как стиль воспитания ребенка парализует его социальную активность. Если родителям хочется, чтобы ребенок быстрее социализировался, нашел друзей и занятие по интересам, стоит предоставлять ему больше самостоятельности.

6. Воспитание ребенка по принципу кумира формирует у него эгоцентричность. Такие дети постоянно ждут восхищения, похвалы. Критику в свой адрес они воспринимают болезненно. Таким детям трудно влиться в коллектив сверстников, получать удовольствие от общения, ведь они считают себя исключительными личностями. Высокомерие и надменность мешают им научиться дружить и общаться.

7. Победить природную стеснительность помогают ролевые и имитационные игры. В таких играх ребенку предлагается говорить от лица сказочного персонажа или изображать животных. Комфортные условия игры способствуют раскрепощенности в действиях, жестах, фразах.

Таким образом, если ребенок стесняется разговаривать, стоит сначала разобраться в причинах его отказа от коммуникации. Методы устранения застенчивости должны быть мягкими.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике