Однозначно стоит, причем как можно раньше. Даже если малыш пока что не читает, родители должны познакомить его с книгой. Очень важно рассматривать вместе с ребенком яркие иллюстрации, описывать их, читать добрые сказки и забавные истории перед сном. Начните с повторений звуков животных, которые встречаются по ходу повествования – малыши это очень любят. Со временем ребенок начинает узнавать любимые книжки и повторять за мамой незнакомые слова и целые предложения.
Вначале регулярное чтение поможет прокачать слуховую и зрительную память ребенка, чуть позже подключится развитие воображения. Встречая литературу на каждом шагу, наблюдая и копируя читающих родителей, ребенок рано или поздно сам потянется к книгам и научится читать. Медленное чтение по слогам вскоре превратится в беглое проглатывание длинного текста про пиратов и опасные путешествия, у ребенка увеличится скорость чтения, в речи появится множество новых, достаточно сложных слов и художественных оборотов, ребенок научится четко и подробно выражать собственные мысли. Читающему ребенку легче покорять школу.
Приучить читать школьника, привыкшего сидеть в гаджетах, гораздо труднее. Если ребенок не хочет читать, нужно предложить ему достойную альтернативу ярким эмоциям, которые он получает от игр или видеороликов. Ребенка можно заинтересовать литературой, перекликающейся с его интересами. Пусть начнет читать хотя бы с тех же комиксов про любимых персонажей, плавно перейдя на фанфики, и потом уже делает шаг к более серьезным произведениям.
С подростком дело обстоит еще сложнее. Здесь может помочь опыт книжного героя, проживавшего те же ситуации, которые сейчас тревожат уже взрослого ребенка. Узнайте его боли и проблемы, проведя аналогию с персонажем, который делает невозможное и лихо выкручивается из похожей ситуации. И вовремя предложите ему эту книгу. Можно попытаться и договориться о прочтении определенного объема в день. Иногда такой вариант отлично срабатывает, хотя почему ваш ребенок должен кому-то отчитываться, почему он не хочет читать? Многое зависит от настроения ребенка.