Что делать, если ребенок не разговаривает?

В соответствии с возрастными нормами развития, к 3 годам малыш должен научиться взаимодействовать с окружающими с помощью речи. Если ребенок не разговаривает, не реагирует на просьбы взрослых – это симптомы задержки речевого развития.

Для выяснения причины того, что трехлетний малыш не разговаривает, нужно записаться к логопеду. Специалист поставит диагноз и подберет эффективные методы запуска речи.

Нормы развития речевого общения ребенка

При оценке речевого развития детей логопеды опираются на возрастные нормы:
отсутствие у двухлетнего малыша фразовой речи (этот симптом наблюдается при задержке психического развития и дисфункции отдельных участков мозга);

слабое развитие познавательного интереса у трехлетнего малыша, которое проявляется в том, что он не задает вопросов взрослым, равнодушно относится к красочным детским книжкам;

о своих потребностях малыш предпочитает сообщать без использования слов (с помощью жестов, мимики);

в речи малыша 3-4 лет преобладают лепетные слова, существительные, ребенок редко употребляет глаголы, прилагательные, числительные;

у ребенка невнятная речь, нечеткое или неправильное произношение отдельных звуков;

ребенок слабо дифференцирует фонемы, заменяет одни звуки другими;

фонетически правильной речи ребенка мешают аномалии строения артикуляционного аппарата и слабость мышц, участвующих в говорении;

у ребенка отсутствует реакция на обращенные к нему речевые высказывания.

Симптомы и признаки задержки речевого развития

Во время диагностики уровня развития речи ребенка логопеды обращают пристальное внимание на то, понимает ли малыш высказывания взрослого. Признаками отставания развития речи ребенка от возрастных норм являются:
недоразвитие речевой функции у дошкольника, обусловленное патологиями интеллекта или психики;

перенесение ребенком тяжелых инфекций в период внутриутробного развития;

асфиксия во время родов;

врожденные аномалии развития когнитивных функций, хромосомные патологии;

травмы черепа, сотрясение мозга в раннем возрасте;

наличие у ребенка признаков сенсорной или моторной алалии;

генетическая предрасположенность к позднему становлению речевых навыков;

неблагоприятный социально-психологический климат в семье, педагогическая запущенность детей;

эмоциональная холодность родителей.

Причины задержки развития речи

Причинами отставания ребенка от возрастных темпом развития речи являются:
Нормы звуков в речи

Способы ускорения развития речи у детей

Эксперты рекомендуют родителям стимулировать речевое развитие детей:

  • Во время совместных игр и занятий с ребенком раннего возраста взрослый должен комментировать свои действия. Стоит рассказывать ребенку о принципах работы бытовых приборов, сообщать малышу названия незнакомых предметов, увиденных во время прогулки. Разъяснения родителей способствуют формированию пассивного словарного запаса у малыша.

  • Речь родителей должна быть четкой, грамматически правильной. Искажение наименований предметов, сюсюканье, сознательные попытки родителей упростить правильную речь приводят к формированию у ребенка искаженного представления о том, как нужно говорить.

  • Во время чтения стихотворных текстов нужно побуждать малыша повторять слова, строчки, фразы. Рекомендуется выбирать для чтения с ребенком книжки с яркими картинками, так как они стимулируют интерес малыша к художественному слову. Нужно не только показывать изображение ребенку, но и называть сказочных героев или предметы, которые на нем нарисованы. В дальнейшем ребенок будет пытаться сам найти на картинке заданные объекты.

  • Развитию речи способствуют потешки и пальчиковые игры. Дети быстро запоминают рифмованные строчки, сопровождающиеся движениями, и с удовольствием повторяют слова за взрослым.

  • Речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому в арсенал детских игр стоит включить мозаики, кубики, конструкторы, пазлы, шнуровки, бусинки. Раскладывание мелких предметов по баночкам, нанизывание на шнурок бусин и пуговиц – все это стимулирует развитие речевых центров в головном мозге.

Когда нужна помощь специалиста

Активное взаимодействие с малышом и создание дома благоприятной речевой среды стимулируют развитие речи у детей, не имеющих неврологических, логопедических или интеллектуальных патологий. Ускорить запуск речи ребенка с задержкой психического развития или органическими патологиями с помощью самостоятельных занятий дома невозможно.

Записаться к специалисту нужно, если к 3 годам внятной речи, состоящей из простых предложений у ребенка нет. Это признак того, что созревание психических и интеллектуальных структур у него отстает от нормы.

К кому обращаться для решения проблемы

Для запуска речи при наличии диагнозов, осложняющих формирование коммуникативных навыков, необходимо обратиться за помощью к дефектологу и логопеду.

Как проходит обследование и лечение детей

Логопед начинает работу с ребенком с комплексной диагностики. Даже если полноценной речи у малыша в силу возраста еще нет, специалист ориентируется на такие признаки нормального созревания речевых центров мозга, как:

  • использование ребенком указательных жестов в процессе взаимодействия со взрослым;
  • общение малыша со взрослым с помощью глаз и мимики;
  • стремление ребенка повторить звуки, произнесенные взрослым;
  • реагирование малыша на обращенную к нему речь.

Ранняя диагностика позволяет обнаружить проблемы коммуникации и устранить их, что создает благоприятные предпосылки для становления речевых навыков ребенка.

Специалист разрабатывает программу занятий с учетом рекомендаций дефектолога, клинического психолога, невролога, невропатолога и отоларинголога. Лечение выбирается с учетом:

  • врожденных диагнозов;
  • наличия или отсутствия у ребенка патологий слуха;
  • особенностей строения и развития артикуляционного аппарата;
  • индивидуального темпа развития малыша;
  • наличия или отсутствия у ребенка интеллектуальных патологий;
  • особенностей речевой среды в семье ребенка;
  • особенностей психоэмоционального состояния ребенка;
  • уровня мотивации ребенка и родителей.

Памятка родителям

Для успешного запуска речи нужно:

1. Медленно и четко проговаривать все слова. Взрослый должен формулировать предложения так, чтобы в них не было лишних слов. Сложные конструкции нужно делить на несколько простых предложений. Но при этом речь взрослого должна быть эмоциональной, потому что изменения мимики и интонации речи способствует лучшему пониманию смысла сказанного.

2. Научить ребенка правильно использовать указательный жест. Этот навык поможет при использовании карточек во время занятий.

3. Поощрять любые попытки ребенка словом или звуком выразить свои желания и потребности. Чтобы малыш стремился четко выговаривать звуки, правильно строить предложения, родителям не стоит выполнять просьбы ребенка, излагаемые с помощью односложных звуков и указательных жестов, с первого раза.

4. Научить ребенка отвечать на вопросы с помощью кивка или отрицательного мотания головой.

5. Для запуска диалоговой речи важно научить ребенка соблюдать очередность в действиях. В форме игры нужно научить ребенка ждать своей очереди в выполнении какого-то действия. Это поможет ему стать хорошим собеседником и общаться, не перебивая партнера.

6. Инициировать диалоги с ребенком, установив с ним зрительный контакт. После вопроса, адресованного малышу, взрослый должен сделать паузу, предоставив ребенку время для ответа. Если ответа нет, взрослый должен сам предложить один из вариантов ответа на заданный вопрос.

7. Развивать вестибулярный аппарат малыша. Психофизиологи доказали, что запуску речи способствуют игры на детской площадке, катание на каруселях и качелях.

Прогноз и профилактика

Благоприятные прогнозы по запуску речи у детей специалисты делают при следующих условиях:

  • у ребенка нет органических поражений и врожденных аномалий головного мозга;
  • родители обратились за логопедической помощью раньше достижения неговорящим ребенком возраста 5 лет;
  • родители соблюдают все рекомендации врачей, логопеда и дефектолога.

Для профилактики социальных трудностей и школьной неуспешности эксперты рекомендуют начинать коррекцию в раннем возрасте.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113