Логопеды и дефектологи считают объем активного словарного запаса ребенка важным показателем его готовности к систематическому школьному обучению. За год до поступления в первый класс в словаре ребенка должно быть не менее 3500 слов. Для выражения собственных мыслей и поддержания беседы он должен использовать не только существительные и глаголы, но и прилагательные, притяжательные и личные местоимения, предлоги и союзы, числительные и наречия.
Богатый словарный запас облегчает ребенку усвоение материала из учебника, помогает установить контакт со сверстниками и педагогом.
Скудный словарный запас приводит к таким проблемам, как:
- формирование у ребенка неуверенности в себе, ведь он не может быстро найти в памяти нужное слово, чтобы ответить на вопрос учителя;
- упрощение речевых конструкций, в результате чего высказывания ребенка теряют выразительность, образность, эмоциональность;
- слабое развитие связной речи;
- появление в речи ребенка слов-паразитов;
- трудности с овладением навыком пересказа художественных текстов;
- проблемы в написании сочинений.
Дефицит словаря ребенок компенсирует большим количеством жестов, а это в социуме не поощряется.
Ответственность за формирование активного словаря ребенка лежит на родителях. Они должны стимулировать у ребенка желание узнавать правильные названия предметов и явлений окружающего мира, поощрять стремление ребенка аргументировано излагать собственное мнение, поддерживать диалог с ним, отвечать на его вопросы.