Что такое речевая готовность к школе речи

Период поступления в школу — важное время личностного развития ребенка. У первоклассника формируется внутренняя позиция школьника, обусловленная сменой доминирующего вида деятельности: игры уступают место учебным занятиям. Теперь важен не только процесс, но и результат учебной деятельности. Успешность формирования у ребенка универсальных общеучебных навыков зависит от уровня развития его психических функций, одной из которых является речь. В 5−7 лет важно посетить логопеда, чтобы специалист смог оценить речевую готовность ребенка к школе.
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Что входит в понятие «речевая готовность к обучению»

Речевая готовность детей к школе — это показатель, на основании которого логопеды строят прогнозы об успешности обучения в первом классе. Речь — это инструмент познания, творчества и общения, социальное взаимодействие и усвоение знаний, передаваемых педагогом, без нее невозможно учиться. Для формирования грамотной письменной речи дошкольник должен научиться строить устные высказывания. Речевая готовность к школе определяет не только успешность усвоения сведений по дисциплинам школьного курса, но и создает предпосылки для благоприятной социализации личности.

Чтобы учебная деятельность доставляла ребенку удовольствие, у него должны быть друзья. Важно развивать коммуникативные способности ребенка с раннего детства.

Структура речевой готовности к школе — это совокупность показателей, по которым можно оценить степень созревания психических функций, мозга и речевых центров. Стоит рассмотреть основные показатели речевой готовности ребенка к школе.

Умение внимательно слушать и понимать речь

Отсутствие у ребенка навыков слухового сосредоточения — типичная причина низкой успеваемости первоклассников.

Если ребенок не привык прислушиваться к инструкциям взрослого, ему будет трудно в школе слушать педагога и выполнять задания.

Сформированность звуковой стороны речи

К моменту поступления в первый класс ребенок должен четко выговаривать все звуки родного языка. Это необходимо для быстрого формирования у него навыка безошибочного письма. Кроме того, красивая речь поможет ребенку быстро найти друзей в классе.

Показателями выраженности этого умения у дошкольника являются:

  • правильное звукопроизношение;

  • верная артикуляция;

  • четкая дикция;

  • умение ребенка управлять интонацией и темпом собственной речи;

  • умение адаптировать громкость собственного голоса под ситуацию диалога.

Умение точно дифференцировать звуки

В период старшего дошкольного возраста ребенок должен научиться выполнять звуковой анализ слов. Для этого ему необходим развитый фонематический слух. Четкая дифференциация сходных по звучанию звуков необходима для правильного написания слогов.

Языковой синтез и анализ

Речевой синтез и анализ помогают ребенку научиться определять последовательность слогов.

Языковой анализ обнаруживает себя в:

  •  умении школьника выделять конкретный звук в слове или предложении;

  •  умении точно определять, в какой части слова находится фонема;

  •  умении установить верную последовательность звуков в слове;

  •  умении ребенка составить слова из предложенных педагогом слогов;

  •  умении посчитать, сколько слогов в сказанном слове.

Словарный запас

Логопеды и дефектологи считают объем активного словарного запаса ребенка важным показателем его готовности к систематическому школьному обучению. За год до поступления в первый класс в словаре ребенка должно быть не менее 3500 слов. Для выражения собственных мыслей и поддержания беседы он должен использовать не только существительные и глаголы, но и прилагательные, притяжательные и личные местоимения, предлоги и союзы, числительные и наречия.

Богатый словарный запас облегчает ребенку усвоение материала из учебника, помогает установить контакт со сверстниками и педагогом.

Скудный словарный запас приводит к таким проблемам, как:

  •  формирование у ребенка неуверенности в себе, ведь он не может быстро найти в памяти нужное слово, чтобы ответить на вопрос учителя;

  •  упрощение речевых конструкций, в результате чего высказывания ребенка теряют выразительность, образность, эмоциональность;

  •  слабое развитие связной речи;

  •  появление в речи ребенка слов-паразитов;

  •  трудности с овладением навыком пересказа художественных текстов;

  •  проблемы в написании сочинений.

Дефицит словаря ребенок компенсирует большим количеством жестов, а это в социуме не поощряется.

Ответственность за формирование активного словаря ребенка лежит на родителях. Они должны стимулировать у ребенка желание узнавать правильные названия предметов и явлений окружающего мира, поощрять стремление ребенка аргументировано излагать собственное мнение, поддерживать диалог с ним, отвечать на его вопросы.

Грамматический строй речи

Дошкольник должен научиться использовать разные способы образования новых слов. Кроме того, для полноценной коммуникации ему необходимо изучить лексико-грамматические законы родного языка. Будущий первоклассник должен уметь:

  •  изменять окончание слова в зависимости от рода, числа и падежа;

  •  понимать особенности связи слов в предложениях разного типа;

  •  находить ошибки в своей работе и устранять их;

  •  проводить работу по трансформации простых предложений в сложные с помощью союзов, предлогов, перечисления однородных членов.

Связная речь

Навыки связной речи позволяют человеку строить красивые речевые конструкции. В ходе диагностики готовности ребенка к школе специалисты оценивают:

  •  умение ребенка пересказывать текст с сохранением логической последовательности событий и основных деталей;

  •  умение в мельчайших подробностях рассказать о чем-либо;

  •  умение ребенка поддерживать беседы на многие темы;

  •  особенности использования ребенком распространенных и сложноподчиненных предложений.

Советы родителям будущих первоклассников

Компоненты речевой готовности к школе формируется не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Поэтому родителям нужно:

1. Создавать условия для разнообразной практической деятельности ребенка дома. Развитию речи способствуют задания, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Поэтому привычными занятиями дошкольника должны стать лепка, рисование, перебирание мелких предметов, игры со шнуровками.

2. Развитие речи происходит интенсивнее, если у ребенка развит познавательный интерес. Поэтому организовывать развивающие занятия дома нужно в формате увлекательной игры.

3. Вовлечение ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию речи, ведь она строится на диалогах.

Следует помнить, что речевое развитие — приоритетное направление работы ДОУ. Коммуникативная компетентность позволит ребенку успешно справляться со школьными заданиями.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике