Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ)

Многим дошкольникам, имеющим проблемы в поведении, врачи ставят СДВГ. Что это за диагноз у ребенка? Что такое СДВГ простыми словами у детей?

Жизнь семьи, в которой воспитывается ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности полна неприятных сюрпризов. Поведение детей с таким диагнозом доставляет родителям множество хлопот. Как проявляется синдром дефицита внимания у детей? Что делать родителям, если у ребенка расстройства поведения?
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Что такое СДВГ и с чем его путают

СДВГ — что это такое у детей? Это неврологический диагноз, который проявляется негативными поведенческими реакциями у ребенка. Патология приводит к тому, что нервная система у малыша работает неправильно из-за нарушений функционирования ретикулярной формации в головном мозге. Патология обнаруживается 1 каждого 20 ребенка.

Ошибочным является мнение о том, что поведенческие проблемы при СДВГ у детей дошкольного возраста — это результат неправильного воспитания. Данный синдром часто путают с избалованностью.

Однако важно понимать, что негативные поведенческие реакции при СДВГ у детей школьного возраста обусловлены патологической работой мозга. Нейтрализовать их воспитательными методами, излишней строгостью и разъяснительными беседами о морали и нравственности невозможно.

Что такое СДВГ и с чем его путают

Главное отличие СДВГ от невоспитанности и избалованности состоит в том, что симптомы поведенческого расстройства проявляются постоянно. Дети без патологии способны контролировать себя в присутствии строгих родителей. Кроме того, в незнакомой ситуации они теряются, поэтому не нарушают социальные правила. Ребенок с СДВГ ведет себя непредсказуемо абсолютно в любых ситуациях. Воздействовать на его проказы, капризы и вызывающее поведение с помощью призывов соблюдать правила не получается.

Гиперактивные дети с дефицитом внимания не нарушают правила целенаправленно. Они не ставят себе цель сделать назло взрослым, отомстить учителю или доказать что-то обществу. Они ведут себя так, потому что их нервная система не может работать иначе.

Характерная клиническая картина при СДВГ не возникает внезапно. Признаки патологии заметны даже в раннем возрасте. Однако за медицинской помощью родители чаще всего обращаются только после поступления ребенка в 1 класс, так как только в школе недуг не позволяет ребенку усваивать образовательный минимум, а поведенческие аномалии заставляют учителя постоянно жаловаться на неусидчивого ученика родителям.

Как устроен мозг при СДВГ

Устройство мозга пациентов с дефицитом внимания и гиперактивностью принципиально отличается от строения этого органа у людей без данного диагноза. Отличия представлены в таблице:
Органические отличия в строении мозга при СДВГ наиболее ярко заметны в детстве. С возрастом анатомические отличия стираются.

Классификация СДВГ

Изучая синдром дефицита внимания у детей, симптомы которого весьма специфичны, американские исследователи в 1994 году разработали классификацию данной аномалии. Сегодня специалисты, работая с синдромом дефицита внимания у детей школьного возраста, используют ее для разработки индивидуального коррекционного маршрута. Психиатры выделяют такие разновидности заболевания, как:

1. СДВГ с нарушениями поведения, причиной которых является невнимательность.
2. СДВГ, в котором преобладает двигательная расторможенность ребенка.
3. Смешанная форма поведенческого расстройства, в которой трудности обучения и социализации обусловлены как слабой произвольностью, так и повышенной двигательной активностью.

Стадии развития синдрома

Дефицит внимания у детей, лечение которого необходимо для изучения школьных предметов и благополучной социализации, имеет следующие закономерности развития:

1. Дефицит внимания формируется в результате дисбаланса в центральной нервной системе. Эта патология возникает еще во время внутриутробного развития. В этом случае синдром не отягощается гиперактивностью, поэтому его проявления не распространяются на сферу межличностных отношений. Главными проявлениями патологии будут невнимательность, рассеянность, забывчивость.
При данном заболевании у ребенка нет интеллектуальных нарушений, но ему сложно научиться безошибочно читать, писать слова без пропуска букв и целых слогов. К советам старших такие дети прислушиваются редко, поэтому часто попадают в неловкие ситуации, имеют проблемы с законом.

2. СДВГ возникает как вторичная патология. Развитию синдрома предшествуют другие заболевания, расстройства психики, органические поражения ЦНС в период внутриутробного развития или после рождения. Такие дети доставляют окружающим неудобства, так как они бестактны, часто перебивают собеседника, без разрешения берут чужие вещи. Бурная реакция на внешние раздражители, импульсивность, стремление доминировать в группе сверстников в сочетании с нетерпеливостью и непредсказуемостью поведения становятся серьезным препятствием для успешной социализации личности. Такие дети часто инициируют конфликты с педагогами и одноклассниками.

3. Чрезмерная возбудимость нервной системы способствует развитию агрессивности. Реакции ребенка с этой патологией на невозможность сиюминутно удовлетворить потребности неадекватны.

4. Спрогнозировать последствия своих поступков дети с СДВГ не могут, поэтому без медико-психологической коррекции у них формируются девиантные формы поведения.

Симптомы СДВГ

Так как патология является врожденной, часто признаки СДВГ у ребенка обнаруживаются в 1−3 года. В соответствии с медицинскими требованиями, диагноз ставят детям, которым не исполнилось 12 лет. При этом пиковым периодом для характерной симптоматики патологии является дошкольное детство.

В раннем детстве

СДВГ-симптомы у детей проявляются уже в раннем возрасте. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей 1−3 лет имеет следующие проявления:
— беспричинные смены настроения, аффективные реакции;
— повышенная тревожность;
— нетерпеливость;
— ребенок не может сидеть без движения, он постоянно что-то теребит руками, болтает ногами, ерзает на стуле.

У дошкольников и младших школьников

Основными признаками синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста, а также у школьников являются:
— трудности сосредоточения;
— неусидчивость, проблемы с самодисциплиной и эмоциональной саморегуляцией;
— импульсивность;
— нарушение работы центральной нервной системе;
— трудности восприятия словесных инструкций взрослого;
— проблемы в освоении школьной программы, обусловленные медленным формированием общеучебных навыков у школьника;
— нарушения в обработке мозгом информации, получаемой от разных органов чувств;
— рассеянность, ребенок постоянно теряет школьные принадлежности, личные вещи, не может поддерживать порядок в своей комнате.

Ошибки родителей гиперактивных детей

Дефицит знаний родителей о том, как лечить СДВГ у детей, приводит к многочисленным ошибкам. Желая исправить поведение гиперактивного ребенка с диагнозом дефицита внимания недопустимо:
— применять физические методы воспитания, агрессию;
— использовать гиперопеку с целью снижения количества неприятных ситуаций;
— чрезмерно нагружать ребенка спортивными секциями;
— следовать принципу вседозволенности и отказа от наказаний.

Для купирования проблемы нужно обратиться к врачу, который на основании комплексной диагностики разработает программу лечения.


Рекомендации для родителей


Чтобы нейтрализовать негативные проявления СДВГ, нужно:

— соблюдать режим дня, не допускать эмоциональных и физических перегрузов;

— хвалить ребенка за старательность, терпеливость, аккуратность;

— спокойно реагировать на вспышки агрессии, капризы, истерики;

— соблюдать клинические рекомендации лечащего врача.

Диагностика


Диагностикой и лечением СДВГ занимается психиатр. Инструментальных и лабораторных методов выявления патологии на данный момент нет, поэтому врач ставит диагноз, опираясь на сведения, предоставленные родителями о поведенческих отклонениях ребенка. После сбора анамнеза врач определяет неврологический статус пациента с помощью таких методов диагностики, как:

— оценка уровня развития произвольного внимания;
— оценка особенностей зрительной и слуховой памяти пациента;
— методы диагностики степени развития коммуникативных навыков индивида;
— диагностика логического мышления пациента.

Опираясь на результаты диагностики, врач подбирает наиболее подходящие методы терапии.

Прогноз при СДВГ



Полностью вылечить синдром расстройства внимания и гиперактивности невозможно. Однако комплексная терапия помогает пациенту социализироваться и научиться контролировать собственное поведение.

При соблюдении клинических рекомендаций прогноз на выздоровление благоприятный, так как с возрастом негативные проявления СДВГ стихают. С развитием головного мозга симптоматика регрессирует. Однако в чертах характера человека, у которого в анамнезе есть данный диагноз, сохраняются рассеянность, импульсивность, вспыльчивость, нетерпеливость, перемены настроения.
Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите скидку до 30% на абонемент
Другие статьи по тематике