Как научить ребенка общаться со сверстниками и как в этом может помочь школа?

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Казалось бы, ученика хвалят все педагоги, он не шалит и не задирается, в дневнике – только «5» и «4». И, вроде бы, все хорошо, но ребенок почему-то несчастлив. Вдруг дело не в обучении, а в общении?

Давайте проверим:
  • Ребенок посещает школу без энтузиазма и приходит с уроков грустным?
  • В рассказах ребенка не фигурируют сверстники?
  • Он не хочет связываться с одноклассниками для уточнения домашнего задания?
  • Ребенок никого не приглашает в гости, его никто не зовет на день рождения или даже просто погулять?

Если вы ответили «да» хотя бы на один из вопросов, то, скорее всего, у ребенка не получается общаться со сверстниками.

Почему возникают проблемы с общением

Несмотря на тотальное увлечение разнообразными гаджетами и компьютерными играми, трудности в общении с другими детьми могут возникнуть и по другим причинам.

1. Застенчивость
Здесь необходимо серьезно поработать с самооценкой ребенка. Нужно понять, почему он считает, что он хуже других и недостоин их общения. Давайте больше свободы, хвалите за попытки инициировать общение. Отмечайте даже самые маленькие успехи, не ругайте за неудачи, а вместе разбирайте ситуации и мягко конструктивно критикуйте.

2. Отношения в семье
Важную роль для ребенка играет тесное и доброжелательное общение в кругу семьи, где к каждому относятся с уважением и интересуются его мнением и жизнью. Встречи родителей с друзьями и знакомыми в присутствие ребенка помогают закрепить навык общения.

Обсуждайте поведение героев мультфильмов и сказок – можно ли так общаться, как правильнее поступить и пр.

3. Неумение общаться со сверстниками
Другие дети не захотят дружить с ребенком, который всех обижает, дерется, в общем, ведет себя как маленький дикарь. Познакомьте малыша с основными правилами Дружбы: не драться, не обижать, не задирать нос, помогать, хранить тайны и пр. А еще научите его понимать и правильно трактовать свои чувства и эмоции других.

4. Отрицательный опыт
Однажды столкнувшись с грубостью при попытке познакомиться, ребенок может обидеться на весь мир и решить больше не дружить ни с кем никогда. Не оставляйте ребенка наедине со злобой и обидой – подробно обсудите ситуацию, проговорите, кто был прав, а кто виноват. Он прочувствует, каково бывает другим, когда им грубят.

5. Неумение ответить обидчику
Когда ребенок не отвечает на агрессию в его сторону, другие дети понимают, что в случае чего помощи от него они не дождутся. Важно научить ребенка общаться с агрессорами, правильно реагировать на подначки злых людей и провокаторов, отказывать авантюристам и заставлять соблюдать его личные границы. Пусть знает, что драться с другими детьми – не плохо. Плохо затевать драку.

6. Отсутствие точек соприкосновения с одноклассниками
Ребенку не интересны темы других детей, а им – его увлечения. Так расширьте круг общения! Разнообразные кружки, студии и секции – вам в помощь.

7. Малыш – интроверт

Люди такого типа не приветствуют долгое общение в шумных компаниях. Но это не значит отсутствие у ребенка друзей. Важно вовремя почувствовать тонкую грань между нежеланием посещать тусовки и невозможностью дружить со сверстниками.
Что должен знать ребенок к 1 классу?

Роль школы в развития навыков общения у детей

Педагог учит детей правильно взаимодействовать, развивает риторические и другие диалоговые навыки, помогает подружиться и в форме игры поддерживает командный дух класса.

Учитель должен стимулировать в детях самостоятельность и самоконтроль, знакомить их с разными способами преодоления трудностей и основами работы в команде, развивать самооценку и личностные качества. Его задача – научить ребенка ясно излагать мысли и отстаивать свою точку зрения. Причем развитие учеников должно вестись в тесной взаимосвязи с их родителями и другими важными для них людьми.
Дефицит soft skills приводит к детской агрессии в школе, особенно в совокупности с низкой самооценкой. Дети не умеют, а иногда и боятся выражать свои эмоции словесно. Выражение негативных эмоций зачастую табуировано обществом. Умение выражать недовольство, гнев и несогласие СЛОВАМИ — то, чего не хватает многим современным детям.

Всемирная организация здравоохранения каждый год проводит международное исследование среди подростков на тему физического и психического самочувствия.

По их данным, с 2014 по 2018 год психологическое благополучие школьников во многих странах значительно снизилось. Дети стали чаще испытывать раздражительность, нервную возбудимость и подавленное настроение.

Вывод такой: образование требует трансформации

1. В школах просто необходимо уделять большее внимания гуманитарным наукам – литература, обществознание, искусствоведение, история, языки. Ведь Soft skills – навыки гуманитарные.

2. Детям необходимы уроки коммуникации – дипломатия, дискуссия, самоадвокация, словесное выражение эмоций! Внимание к личности ребёнка и его проблемам может помочь избежать страшных последствий.

3. В школах необходимо развивать инклюзию и принципы демократии. Не должно быть авторитарного управления, беспрекословного подчинения и тем более травли (буллинга).

4. Из контрольно-измерительных тестов нужно исключить соревновательность и внедрять командность – «не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот, кто шустрее помог команде достичь общей цели».
Психологи Novator выбрали 4 пункта, которые кажутся нам самыми важными:
В современных школах действительно много проблем, и некоторые из них могут коснуться и вашего ребёнка. Но именно школа покажет детям мир во всём его многообразии, научит ребенка общаться со сверстниками, сделает его самостоятельным и ответственным, поможет найти себя и своё предназначение в жизни.

Поэтому давайте стараться сделать так, чтобы школьные годы вашего сына или дочери действительно были чудесными и оставили после себя только приятные воспоминания.

Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми

Главное – не указывать, а мягко направлять и помогать своему ребенку налаживать общение со сверстниками.

Вот несколько основных правил для родителей:
  • слушайте ребенка и вникайте в его проблемы, не принижая их значимость;
  • внимательно следите за поведением ребенка, придерживаясь роли стороннего наблюдателя;
  • помогайте ребенку, только если он прямо об этом просит;
  • обсуждайте конфликтные ситуации и ненавязчиво помогайте найти лучшее решение;
  • приводите наглядные примеры;
  • будьте ему опорой и поддержкой.

Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками

  1. Приучать ребенка к мысли, что он всегда и во всем прав.
  2. Принуждать его к действиям (мириться, не играть с другими детьми, разрывать отношения и пр.).
  3. Разрешать конфликтные ситуации за ребенка (прямая угроза здоровью – не в счет).
  4. Игнорировать его жалобы, что может привести к разрыву доверительных отношений с ребенком

Вывод прост – будьте рядом, общайтесь, не вмешивайтесь лишний раз и помогайте советом. Дружбе со сверстниками нужно учиться, как чтению и письму. Но если ни один совет не работает, стоит попросить о помощи детского психолога. Он сможет выявить истинную причину нелюдимости и определит оптимальное направление работы с ребенком.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент