Методы постановки звука «Д» у детей

В этой статье разберем полный процесс постановки звука Д у детей. Дадим верную артикуляцию, комплекс гимнастики для подготовительного этапа и 4 метода постановки, чтобы вы могли выбрать подходящий для вас. Звук Д, если с ним есть дефекты, как и любой другой, нуждается в коррекции. Ведь чистые правильные звуки – это залог красивой понятной речи. Имея такую речь, легче доносить свои мысли, отстаивать точку зрения, и в целом, коммуницировать. Это прямая связь с уверенностью в себе. Дефекты в речи часто приводят к психологическому дискомфорту, буллингу, застенчивости. Также неисправленные нарушения в устной речи приводят к ошибкам в письме и чтении, что сильно сказывается на успеваемости. Поэтому так важно вовремя их корректировать.

Особенности произношения звука «Д»

Звук Д – согласный, звонкий, по возрастным нормам появляется в 2,2 – 2,6 лет, относится к звукам раннего онтогенеза. Чаще всего, он появляется сам в речи, но иногда возникают трудности и тогда нужна логопедическая коррекция.

Оценить особенности произношения очень просто, обратите внимание на то, что происходит с положением рта. Он немножко приоткрыт, кончик языка достает до зубов и перегорождает дорогу звуку. Из-за этого получается небольшой шум, а не только голос. Звук Д образуется в момент прорыва воздушной струей смычки передней части спинки языка с резцами или передней частью нёба. Он резкий, короткий, не тянется, образует преграду во рту.

Символ буквы Д: дятел долбит дерево: ДДД. Некоторым детям достаточно услышать эту метафору и они понимают, как научиться говорить Д.

Виды отклонений в произношении звука «Д»

1. Звука нет совсем.
2. Произносится межзубно, искажается.
3. Заменяется в речи на Т, Г или В (дом=гом).
4. Смешение в свободной речи, хотя изолированно Д произносится верно.
5. Смягчение: замена твердого Д мягким Дь.
6. Недостаточно сильное озвончения звука, есть дефект оглушения.
Нарушения в работе артикуляционного аппарата.

Слабая подвижность или ограничения в движении нижней челюсти.

Плохо развит фонематический слух.

Есть некорректный пример от окружающих, когда кто-то рядом неправильно произносит Д.

Почему возникают нарушения произношения звуков

Выделим частые причины:
губы приоткрыты и приближены к зубам, но не сомкнуты;

передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха;

мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в нос перекрыт;

складки голоса напряжены, чувствуется вибрация гортани и образование голоса;

ротовой речевой выдох толчкообразный, быстро прорывает образованную языком смычку с деснами.

Правильная артикуляция звука «Д»

В норме артикуляция для звуков Д, Дь формируется следующим образом:
Артикуляционное положение мягкого Дь отличается тем, что кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам. Язык в это время напрягается больше, чем при твердом Д.
Как поставить звук «Б» у ребёнка

Приемы постановки звука «Д»

Поставить звук Д можно разными способами, как и другие звуки. Среди приемов выделяют по подражанию, от опорных звуков, механически, смешанно. Выбирают обычно тот прием, который наиболее подходит ребенку, исходя из развития артикуляционного аппарата и умения ученика понимать инструкцию. Также важно комплексно поработать над целенаправленным речевым выдохом и развитием фонематического слуха.
«Чистим зубки»: улыбаемся, рот открыт. Кончиком языка с внутренней стороны поочередно движемся по верхним и нижним зубам, как будто стараемся их почистить. Работает только язык, не подключайте голову, челюсть и губы.

«Иголка»: открываем рот. Узкий напряженный язык сильно выдвигаем вперед и убираем обратно в рот. Похоже на укол иголочки. Не прикасаемся к губам и зубам и ничем не помогаем.

«Часики»: замираем в статике и попеременно касаемся кончиком языка уголков губ. На губы не заходим.

«Дятел»: улыбаемся, открываем рот, кончиком языка стучим за верхними зубами. Представляем, что долбим дубло.

Подготовка

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука Д:

Постановка звука

Наша школа подготовила 4 эффективных способа:

1. По подражанию.
Изображаем дятла и стучим языком, как будто долбим дупло: д-д-д.

2. Сначала ставим межзубный Д.
Ученик закусывает язык зубами и делает сильный выдох. Затем постепенно можно начинать убирать язык за верхние зубы.
Произносим звук «Б», положив язык между губами. В этот момент механически (шпателем/зондом) отодвигаем кончик языка к верхним резцам.

Язык просунут между зубами и в таком положении произносим звук «Б», в этот момент взрослый (родитель или логопед) пальцами раздвигает губы, или просит ученика самостоятельно широко улыбнуться.

Попросите малыша несколько раз повторить слог «ба», прижав при этом самое широкое место кончика языка к нижней губе. Затем пусть проговорит «ба» с широкой улыбкой, и получится «да-да».
3. От опорного звука Б. Варианты:
Также есть возможность поставить звук от других опорных звуков: Т, З, Ж.

4. Механически
Задача ученика прижать кончик языка к верхней губе и резко сдуть ватку с носа. Затем осторожно механически (используем шпатель, зонд, палочку от мороженого) отодвигаем кончик языка к верхней десне, и просим еще раз ребенка сдуть ватку.

Автоматизация звука: упражнения для звука «Д»

Автоматизация в слогах – это первый этап. Для закрепления поставленного звука в речи помогут игровые приёмы. Рекомендуем придумать самые разнообразные сюжеты, чтобы даже самому непослушному ученику было интересно и хотелось выполнять задания.

• Спеть несколько раз для игрушек песенку: да-да-да, мы везем с собой кота;
• Сыграть на музыкальных инструментах: на барабане «дам-дам-дам» и на дудочке «ду-ду-ду».
• Я начинаю, а ты заканчивай (взрослый говорит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуком Д): прав-да, бутербро-ды, во-да, велосипе-ды, коло-да, ке-ды, боро-да. В эту игру можно добавить перекидывание / перекатывание мяча.
• Подкидывать мяч вверх и пока он летит на скорость успеть произнести слоги с Д.
• Также из слогов собирают ромашку, конструктор, поезд и т.д.

Далее следует перейти к автоматизации в словах и предложить повторять за взрослым слова со звуком Д в начале, середине, конце слова. Например, дома, дача, дыня, дрозд, дочери, погода, гудок, поводок, мода, повод, солдат, плод и т.д. Если сложно, можно добавить сюжетные картинки.

Аналогичная работа проводится с предложениями:
• Дарья и Дима поделили дыню.
• Дети надели дома одежду.
• Дорога длилась два дня.
• Ожидается дождь, а дрова во дворе.

Дифференциация звука

Важным этапом в работе логопеда является различение схожих между собой звуков, то есть задача: научить ребенка дифференциации. Этот процесс проводится в параллель с автоматизацией и необходим для того, чтобы отработать произношение, не путать звуки и свободно различать их на слух. Для дифференциации используют уже известные поэтапные приемы отработки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Подбираются специальные игры, чистоговорки, потешки.

Родители важно знать, что занятия на правильное произношение – это процесс не быстрый, систематичный, требует терпения и тренировки сначала по постановке звука, а затем по автоматизации, дифференциации. Поэтому, если ресурсов недостаточно или что-то не получается, лучше своевременно обратиться к логопеду.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент