Автоматизировать звук в слогах, словах и далее можно только тогда, когда он получится у ребенка «чисто», самостоятельно, без механической помощи.
Сначала учим ребёнка произносить самостоятельно слоги с К. Начинаем с прямых слогов, затем переходим к обратным: КА – КО – КЭ – КУ – КЫ, далее АК – ОК – УК – ЭК – ЫК. Также для закрепления слоги со стечением согласных: КВА – КВО – КВЭ – КВУ – КВЫ.
После отработки слогов переходим на слова. Сложность и размер слов зависит от возраста ребенка. Конечно, как и с другими звуками, не забываем про то, что нужны слова с разным положением в составе. Например, в начале слова: камень, канат, каша, каста, костюм, кот, куб, кукушка, куртка. Далее доводим звук до автоматизма в середине слова: накануне, окунь, покупка, закон. И остается закрепить в конце слова: кепка, майка, лайка, манка, дудка, доска, булка, пачка. Затем: лак, бак, мак, домик, путник, внук, замок, мешок, маяк.
Когда этап слов успешно пройден, можно складывать словосочетания. Рекомендуем использовать также разный уровень сложности:
• Кричать в окно.
• Покупать Кирилл костюм.
• Катать комок.
• Крутить кубик-рубика.
Финально звук закрепляется в предложениях и свободной речи.
Приведем несколько примеров:
• У Кости коллекция картин.
• Карина наливает сок в стакан.
• Дети в школу носят красивые тетрадки.
Отметим, что во многих примерах есть звук Р, который традиционно сложен при постановке и появляется позднее звука К, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно подбирать те слова, где он отсутствует.
Еще в процессе автоматизации можно сыграть в «Один – много». Правила простые: называть слова с К во множественном числе. Например, камень – камни, курица – курицы, конфета – конфеты.
Напоминаем, что если в домашних условиях коррекция звука дается трудно, лучше обратиться к профессионалам и не затягивать. Тем более, звуки можно успешно поставить онлайн, не выходя из дома. Все удобно, быстро и комфортно.