Как научить ребенка говорить букву «К»

Если у ребенка есть дефект в произношении звука К, то эта статья будет вам очень полезна. Расскажем о процессе постановки звука по инструкции от логопедов Novator. Особенно рекомендуем обратить внимание на ошибки в речи дошкольника, так как если их не исправить, то они перейдут в тетрадь и приведут к плохим оценкам.

Общими мазками процесс строится так: первым делом нужно научить ребёнка держать улыбку, поначалу лучше широкую, чтобы было видно верхние зубы. Далее учим ребёнка отодвигать язык назад, а кончик опускать вниз, не дотрагиваясь до нижних зубов (на уровне основания нижних передних зубов, область дёсен). Задняя часть языка (ближе к корню) поднята. После отработки артикуляционного уклада (позиции рта и языка) учим ребёнка резко выдыхать, будто покашливая. Далее расскажем подробнее о каждом этапе.

Характеристика звука К

Звук К – это согласный, ротовой, взрывной (так как произносится резко, в отличие от звука «Х»), заднеязычный (так как язык отодвигается назад), глухой (так как голос при произношении не используется) звук.

Несмотря на неоднозначную характеристику, данный звук достаточно рано появляется в голосообразовании ребенка, в возрасте от 1,4 до 2,6 лет.

Правильная артикуляция звука К

Как правильно произносить звук К:

1. Губы в легкой улыбке, зубы разомкнуты;
2. Кончик языка находится внизу;
3. Передняя и средняя части спинки языка опущены;
4. Задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо;
5. Речевой выдох сильный, воздух выходит направленно между спинкой языка и нёбом — от этого образуются взрывные звуки [к], [к'];
6. Голос не образуется, связки расслаблены.

Постановка звука К в домашних условиях

Конечно, рекомендуется ставить звуки под контролем логопеда, чтобы затем не переделывать ваш вариант (привычку всегда исправлять сложнее, чем делать правильно с нуля), если что-то не получится. Но, в целом, внимательно следуя инструкциям можно прийти к результату и дома. Помогут способы, что и для других звуков: по подражанию, механическим путем (пальцем, зондом, шпателем, чайной ложкой и тп), смешанно или от опорных звуков.

Для начала работы над звуком нужно подготовить необходимый инвентарь: зеркало, чайная ложка, шпатель (можно приобрести в аптеке), ватный диск (или пёрышко) и свободное пространство (стол, стул), чтобы ребёнок мог сидеть прямо и спокойно положить руки на уровни груди. Все упражнения мы делаем с ровной осанкой, «круглая» спина не допускается.
Как научиться выговаривать букву «Л»

Подготовка – артикуляционные упражнения

Первый подготовительный этап – это артикуляционные упражнения.

На каждый звук есть своя определённая группа упражнений, которая поможет «разогреть» язык, а также научит «управлять» им.
Следим за тем, чтобы все упражнения выполнялись качественно, не торопясь.

1. «Месим тесто».
— Рот открыт в улыбке и в этом положении покусывать язык (будто про себя произносим слоги ТА-ТА-ТА), продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке.

2. «Накажем непослушный язычок».
— Шлёпать язычок губами: «Пя-пя-пя». Также можно двигать язык вперёд, назад.

3. «Блинчик».
— Рот открыт в улыбке и язык спокойно лежит на нижней губе. Язык широкий, неподвижный, расслабленный.

4. «Чистим нижние зубки».
— Кончик языка за нижними зубами, челюсть неподвижна. Водим языком по внутренней стороне зубов.

5. «Прятки».
— Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

6. «Змейка в капюшоне».
— Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и спрятать в глубь рта.

Способы постановки звука К

1. По подражанию. Показываем ребёнку, как произносим звук К, делая акцент на положении языка, губ.

2. Через покашливание. Объясняем ребёнку ассоциацию, что звук К у нас это как покашлять. Добавляем образное мышление: представь, что ты очень сильно захотел попить воды, налил в стакан воду и начал её очень быстро пить и вдруг сильно поспешил и подавился. И даём инструкцию: покажи мне, как ты будешь кашлять.

3. С помощью ложки или шпателя (лучше, чтобы это был всё-таки шпатель, т.к. ложка может скользить). Просим ребёнка открыть широко рот (обычно при нормотипичном открывании рта, язык самостоятельно убегает внутрь рта), держим кончик языка в нижнем положении с помощью шпателя или вогнутой частью ложки и просим ребёнка произносить звук Т или через покашливание. Таким образом, мы механическим путём ставим звук. Если у ребёнка кончик языка при открывании рта смотрит наверх, то ловим его той же ложкой или шпателем и придавливаем его вниз, к нижней челюсти.

4. Постановка К от Х. При чистом произношении звука Х детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель (данную манипуляцию проводит логопед зондом или шпателем, то есть двигает язык так, чтобы спинкой касался нёба). Ребёнок внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь со звуком К.

После того, как звук получился изолированно, можно его закреплять.

Автоматизация звука

Автоматизировать звук в слогах, словах и далее можно только тогда, когда он получится у ребенка «чисто», самостоятельно, без механической помощи.

Сначала учим ребёнка произносить самостоятельно слоги с К. Начинаем с прямых слогов, затем переходим к обратным: КА – КО – КЭ – КУ – КЫ, далее АК – ОК – УК – ЭК – ЫК. Также для закрепления слоги со стечением согласных: КВА – КВО – КВЭ – КВУ – КВЫ.

После отработки слогов переходим на слова. Сложность и размер слов зависит от возраста ребенка. Конечно, как и с другими звуками, не забываем про то, что нужны слова с разным положением в составе. Например, в начале слова: камень, канат, каша, каста, костюм, кот, куб, кукушка, куртка. Далее доводим звук до автоматизма в середине слова: накануне, окунь, покупка, закон. И остается закрепить в конце слова: кепка, майка, лайка, манка, дудка, доска, булка, пачка. Затем: лак, бак, мак, домик, путник, внук, замок, мешок, маяк.

Когда этап слов успешно пройден, можно складывать словосочетания. Рекомендуем использовать также разный уровень сложности:

• Кричать в окно.
• Покупать Кирилл костюм.
• Катать комок.
• Крутить кубик-рубика.

Финально звук закрепляется в предложениях и свободной речи.
Приведем несколько примеров:

• У Кости коллекция картин.
• Карина наливает сок в стакан.
• Дети в школу носят красивые тетрадки.

Отметим, что во многих примерах есть звук Р, который традиционно сложен при постановке и появляется позднее звука К, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно подбирать те слова, где он отсутствует.

Еще в процессе автоматизации можно сыграть в «Один – много». Правила простые: называть слова с К во множественном числе. Например, камень – камни, курица – курицы, конфета – конфеты.

Напоминаем, что если в домашних условиях коррекция звука дается трудно, лучше обратиться к профессионалам и не затягивать. Тем более, звуки можно успешно поставить онлайн, не выходя из дома. Все удобно, быстро и комфортно.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113