Как поставить звук «С» у ребенка: упражнения для правильной артикуляции

У детей часто есть проблемы со звуком С, хотя по возрастным нормам он появляется достаточно рано. Это свистящий звук, и как и З, он уже должен быть в речи в 3-3,5 года, но при этом допустимы дефекты смягчения и оглушения. К 4 годам звук уже должен быть корректным и активно использоваться в речи. Эта статья будет полезна вам, если вы заметили нарушения и задаетесь вопросом "как поставить звук С".

Конечно, для постановки звука С в первую очередь, нужно выполнять упражнения для правильной артикуляции. Они относятся к подготовительной фазе, то, с чего начнет каждый логопед или вы, если решили ставить звук самостоятельно. Ниже в статье дадим конкретный комплекс артикуляционных упражнений для С. А в конце статьи разберем важный момент при постановке С, без которого результата может не быть.

Корректное произношение звука «С»

Для начала можно провести ребенку самодиагностику корректного произношения С. Наша школа подготовила чек-лист правильной артикуляции.

При произнесении звуков [с], [c'] органы артикуляции занимают следующее положение:
1. Губы в улыбке;
2. Зубы сближены, образуя щель 1 – 2 мм;
3. Кончик языка упирается в нижние зубы;
4. Спинка языка выгнута, края плотно смыкаются с коренными зубами;
5. По центру языка образуется желобок;
6. Выдыхаемая струя воздуха сильная и холодная;
7. Голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.

Также важно отметить, что это свистящий звук, а значит поток воздуха стремительно проходит между зубами. Это отдаленно напоминает свист чайника.

Исходя из правильной позиции становятся заметнее и понятнее возможные нарушения звука С.

Дефекты произношения звуков «С» и «Сь»

Нарушения произношения свистящих звуков проявляются в различных видах сигматизма и парасигматизма:

1. Губно-зубной сигматизм
2. Межзубный сигматизм
3. Боковой сигматизм
4. Носовой сигматизм
5. Парасигматизм
6. Шипящий парасигматизм
7. Дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости)
отсутствие звука – это на самом деле считается лучшим вариантом, так как нет закрепленного динамического стереотипа на другой звук или на искажение

замена – например, у ребенка С заменяется на Ф ("фобака" вместо "собака"), при этом, если при замене используется чистый, правильный звук, то он может быть опорным при постановке звука С

искажение – для коррекции формируем правильный динамический стереотип, после чего уходим на закрепление новой моторной программы
Выделяют следующие варианты "как не правильно произносить звук С" и приемы работы с ними:
Подготовка артикуляционного аппарата

Работа с речевым выдохом и фонематическим слухом

Постановка выбранным подходящим способом (по подражанию, механически, от других звуков)

Автоматизация звука изолированно, в слогах (прямых и обратных), в словах (в начале, в середине, в конце), в словосочетаниях, фразах, предложениях, стихах, текстах и рассказах, введение в речь

Дифференциация с другими звуками

Поэтапная постановка звука «С» у логопеда

Чтобы получить устойчивый красивый результат по звуку С логопеды проводят большую работу. Методика включает следующие этапы:
Далее в статье разберем каждый этап и дадим практические упражнения, которые вы сможете повторить в домашних условиях.
Нормы звуков в речи

Подготовительная фаза

Важным этапом подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука «С» является артикуляционная гимнастика, которая состоит упражнений, формирующих правильный артикуляционный уклад.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука С от нашей школы Novator:
1. «Улыбка» – Растянуть губы в улыбке, не показывать все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд.
2. «Заборчик» – Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, таким образом покажите все зубы и удерживайте улыбку 3 – 5 секунд.
3. «Чистим нижние зубы» – Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
4. «Лопатка» – Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3 – 7 сек.
5. «Месим тесто» – из Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
6. «Кошка сердится» – Губы улыбаются, рот приоткрыт. Прижимать кончик языка к основанию нижних передних зубов. Боковые края языка прижать к боковым верхним зубам. Посередине языка стараться сделать желобок. Дуть не надо. Язычок при выполнении этого упражнения приобретает форму дуги: выгибает спинку точно так же, как киска, когда она сердится.
7. «Горка» – улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5 – 10 секунд.

Постановка звука

Как мы уже говорили, для постановки звука С выбирается подходящий способ, их есть несколько, можно попробовать разные. Чаще всего, выбор зависит от особенностей артикуляционного аппарата и в целом, насколько ребенок хорошо понимает инструкции, какие упражнения ему даются лучше, а какие хуже. Логопед подбирает самый оптимальный способ для достижения качественного и быстрого результата.

Постановка по подражанию

Самые простые и популярные способы:
  1. Подуть на горку без опоры на слуховой анализатор
  2. Постановка петелькой (ребенок находит за зубами петельку и упирается в нее.

Постановка механическим способом

Заключается в использовании вспомогательных средств. Если это кабинет логопеда, то берут зонды, если это онлайн-логопед или самостоятельная подготовка, то пригодятся домашние подручные средства.
Постановка с помощью ириски или пастилы, прикрепленной на нижние зубы.

Постановка с помощью длинного и короткого зонда.

Постановка ватной палочкой, есть несколько вариаций.
Итак, варианты:
От Ц или от Т – удлинением произношения этих звуков получится С.

От Ф – улыбка, язык поднимается в горку автоматически: нижнюю губу прижать к нижним резцам, улыбнуться, важна работа над положением "горка".

От И – здесь немного другая точка опоры, поэтому помогаем телом – способ часто срабатывает, если есть диспраксия.

От З – нужно произносить тихо (например, в игровой форме: комар летит близко - комар летит далеко).

Постановка «С» от других звуков

Выделим следующим приемы:

Автоматизация: закрепление звука «С»

После успешной постановки (как только у ребенка получилось произнести С изолированно), начинается поэтапная автоматизация звука.

1. Автоматизация в слогах при длительном произнесении:
В прямых: СА,СО,СУ,СЫ,СЭ
В обратных: АС,ОС,УС,ЫС,ЭС,ЕС,ИС

2. Автоматизация в словах:
В начале слова: сад, сам, сом, суд и т.д.
В середине слова: коса, несу, усы, весы и т.д.
В конце слова: нас, пес, нос, фокус и т.д.
В словах со стечениями согласных: диск, писк, место, миска и т.д.

3. Автоматизация в словосочетаниях: соленое масло, сладкий арбуз, салат из редиски и т.д.

4. Автоматизация в предложениях: "У Сони сумка", "Неси песок совком" и т.д.

5. Автоматизация в скороговорках: "У Сони и Сани в сетях сом с усами" и т.д.

Фаза дифференциации звука «С»

Эта стадия влияет на то, как малыш различает С с другими звуками. Чаще всего, есть смешение со звуком Ш.

Поэтапный комплекс для дифференциации [С] и [Ш]:

1. в слогах: ша-са, уш-ус и т.д.
2. в словах: шапка-сайка, решать-тесать и т.д.
3. в словах: Саша,суша и т.д.
4. в словосочетаниях: синяя шаль, пушистый снег и т.д.
5. в предложениях: "у Саши машины, у Саши босоножки" и т.д.
6. в скороговорках: "Шла Саша по шоссе и сосала сушки" и т.д.

Важный момент при работе со звуком «С»

При работе над звуком С очень важно не забывать про развитие воздушной струи. Тем более это свистящий звук, и влияние речевого выдоха очень заметно. Поэтому помимо артикуляционной гимнастики, выполняйте упражнения для формирования воздушной струи.

Среди наиболее распространенных упражнений, которые использует логопед, отмечают следующие:

Дутье на язык:
• Широкий язык ложится на нижнюю губу. Образовываем желобок, сворачивая край языка. Дуем сквозь этот желобок.
• Посередине языка вдоль его переднего края делаем дорожку – кладем спичку и пускаем легкий ветерок.

Дутье сквозь губы (вытянуты трубочкой)
• Обычное задувание свечи.
• Нужно сдуть с ладони, поднесенной ко рту, какие-нибудь легкие предметы (снежинка из бумаги, кусочек ваты).
• Выдувание мыльных пузырей.
• Нужно дуть на карандаш (мячик, машинку), чтобы предметы покатились по столу.

Вот такой масштабный полезный разбор у нас получился! Пользуйтесь и делитесь с друзьями, если им тоже актуальна работа над постановкой звука С ребенку. А также не забывайте, что вы всегда можете обратиться к логопедам нашей школы и доверить звуки профессионалам. Пробный урок у нас абсолютно бесплатный.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113