Всё о звуке «Р».
Ставим «Р» самостоятельно

Непослушный язычок все никак не освоит правильный звук Р? Распространенная ситуация. Отсутствие звука Р или его дефектное произношение – это одна из самых распространенных логопедических проблем как среди детей, так и среди взрослых. В отличие от других звуков, Р редко появляется сам по себе.

В этой статье вместе с логопедами Novator разберемся, почему с Р столько трудностей, как произносить звук правильно и обсудим способы постановки звука в домашних условиях.

Досье на звук Р

Звук Р – согласный. Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых, воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ.

Р – твёрдый, всегда звонкий звук.

Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Произнесите звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р), чтобы ощутить разницу в формировании звука.

Звук дрожащий. Вы можете почувствовать как вибрирует горлышко. Это происходит потому что голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, создавая вибрацию.

Звук переднязычный. В образовании звука участвует кончик языка.

Почему звук Р не появляется сам по себе?

Сразу же ответим на самый важный вопрос. Когда в норме должен появиться звук Р? Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.

Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат.

Звук Р - относится к звукам позднего онтогенеза. Артикуляцию звука Р ребенок не видит, поэтому звук не появится по подражанию. К тому же, в произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы звук получался правильным и красивым, должен быть хорошо развит язык, нужно сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.

Многие родители оценивают развитие речи ребенка именно по наличию или отсутствию звука Р. Поэтому, когда в 3 года ребенок начинает рычать, родители радуются и хвалят его. Однако, таком раннем возрасте речевой аппарат ребенка не справляется с правильным произношением, поэтому ребенок искажает звук, находя наиболее простую и удобную для себя артикуляцию.

Как НЕ правильно произносить звук Р?

Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.

Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:

  1. Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
  2. Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани.
  3. Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
  4. Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  5. Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дика» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».

Почему не получается правильный Р?

короткая подъязычная уздечка (можно растянуть специальными логопедическими упражнениями)

суженный, либо массивный язык

гипертонус или гипотонус языка, его низкая пластичность

отсутствие навыков правильной артикуляции

нарушение фонематического слуха

подражание близкому человеку с неправильным произношением
Причины неправильного произношения могут быть как физиологическими, так и психическими. Самые распространенные из них:
Нормы звуков в речи

Ваш ребёнок слышит Р?

Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (например, мягкие от твердых, свистящие от шипящих, глухие от звонких) и узнавать смысл слов. При нарушении фонематического слуха, ребенок не понимает звук и не произносит его.

Прежде чем поставить звук Р, необходимо убедиться, что ребенок отличает его от других звуков. Сделать это можно с помощью простой игры.

Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С, Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р.

Если ребенок путает близкие по звучанию звуки : Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.

Поэтапная постановка звука. Как научить ребёнка рычать

Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.

Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему малышу!

Novator подготовил для вас 7 способов постановки Р

Грибочек на ветру

Медленно цокаем как лошадка, затем она останавливается отдохнуть наверху, язычок приклеивается к небу и вот – готов грибочек. Теперь держим приклеенный язычок и с силой дуем на наш грибочек – Трррр!

Дятел (Барабанщик)

Стучим язычком на за верхними зубками – Д-Д-Д. Следите, чтобы язык у малыша не опускался, стоял наверху. Когда начнет получаться, берём ватную палочку и ставим ее под кончик языка ребенка и быстро-быстро
двигаем вправо-влево (сильно не размахиваемся, палочка остается практически на месте). Двигаем только кистью! Получается д-д-р-р.

Если справились с этим заданием, играем в волшебную палочку – она иногда внезапно исчезает! Помогаем палочкой, когда слышите Р, отдергивайте палочку на пару секунд, прислушивайтесь, рычит ли дальше ребенок? Если нет, пробуем снова.

Колокольчик

Почти то же самое, что «Дятел», только + Н. Малыш звонит в колокольчик – Дынн, Дынн. Широкий язычок стоит за верхними зубками. Применяем палочку, заводим моторчик, слышим – Дрын, Дрын. Отлично! Дальше играем в "волшебную палочку".

Американские горки

Катимся с горки вниз: кончик языка упирается в нижние зубки, произносим Хххь. Затем подпрыгиваем на горке! Язычок прыгает к верхним зубкам, при этом мы еще катимся с горки (Хххь), получается Р шепотом. Этот способ получается не у всех, но его тоже стоит попробовать!

Карандашик

Берем двумя руками обычный карандаш, для начала его нужно помыть. Упираем карандашик в нижние зубки, рот слегка прикрыт, но так, чтобы языку было, куда двигаться. Язык лежит на карандаше сверху, слегка выглядывает из-за верхних зубов. Напрягаем пресс, сильно дуем на кончик языка (говорим жжж или ззз) – получается Р! Способ подойдет только для тех ребят, кто сможет сильно подуть на кончик языка.

Мотоцикл

Покатаемся на мотоцикле! Сначала просто едем: произносим Ззз, затем скатываемся с горки: резко уводим язык назад, как бы прокатываясь по небу, за верхними зубками – получается быстрый Р.

Бонусный способ: Пчелка (комарик)

Мы превращаемся в пчелок! Давайте поговорим на пчелином – Жзжзжз (произносим жз как бы слитно). Механизм такой же, как у Дятла и Колокольчика: берем ватную палочку, ставим под кончик языка и заводим моторчик: двигаем вправо-влево. Получается жзжз-ррр.

Чеклист правильной артикуляции

Как правильно произносится звук Р:
зубы разомкнуты, губы не напряжены;

кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами – он вибрирует;

задняя часть языка отодвинута назад и приподнята;

боковые края языка прижаты к верхним зубам;

спинка языка опущена;

воздушная струя при произнесении звука сильная и проходит по середине.

Чеклист правильной артикуляции

Если вам подошел один из наших способов, и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.

Автоматизация поставленного звука «Р» происходит в 4 последовательных шага.
Закрепляем правильное произношение изолированного звука «Р». Попросите ребенка продолжительно порычать.

Учимся правильно произносить звук «Р» в прямых и обратных слогах:
Прямые слоги: РА РО РУ РЫ РЭ
Обратные слоги: АР ОР УР ЫР ЭР

Закрепляем произношение звука «Р» в словах, где звук находится в начале, в середине, в конце слова.
Пример: Ракета, робот, рынок, сорока, брусника, транспорт, ветер, тротуар.

Вводим звук «Р» в самостоятельную речь путем проговаривания предложений и чистоговорок.
Пример: Рая кормит рыб. Ира раздаёт тетради. Верба распускается ранней весной.
Важно!

Данная статья – это не призыв к действию, мы не ставим звуки по статьям из интернета. Эта статья создана для ознакомления с нашими методиками.

Если у вас получилось пробудить великого тигра – поздравляем, были рады дать полезный материал! Но: самостоятельно ставить звук не рекомендуем, так как все дети разные и подходящий способ постановки звука подберет профессиональный логопед. К тому же, самим можно неправильно поставить или закрепить звук!
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент