ребёнок не шипит.
всё о постановке звука «ш»

Раздраженно шипите на ребенка из-за отсутствующего звука Ш? Не переживайте! По статистике, в мире существует как минимум 14,5 млн шепелявых людей.
Мы, школа онлайн-логопедии для детей Novator, точно знаем, что проблемы со звуками не бывают единичными. Поэтому ранее выпустили такие же всеобъемлющие статьи о постановке проблемных звуков Р и Л. Читайте их в нашем блоге:
А теперь к делу.
Досье на звук Ш
Звук Ш – согласный, глухой.

В норме звук Ш появляется в возрасте 4-4,5 лет.

При произнесении звука Ш губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами – 2-3 мм. Кончик языка поднят наверх, сильная выдыхаемая струя воздуха проходит над языком. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих. Он напоминает шипение.
Почему со звуком Ш у детей трудности?
Одной из главных причин является недостаточная подвижность языка, ребенок просто не может расположить его в необходимой форме, подняв кверху.

Также причиной является родительское сюсюканье ("моя хоросая") , когда с ребёнком говорят по-детски, он слышит неправильное произношение и привыкает.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:
• движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
• на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
• зубочелюстные аномалии;
• нарушение работы слухового канала.
Нормы звуков в речи
Как НЕ правильно произносить звук Ш?
«Щечное» произношение. Ребёнок надувает щеки и как будто старается что-то сдуть, получается звук ветра и лишь отдаленно это похоже на Ш. Образуется «тупой» шум, звук неяркий, раздутый, как бы пролетающей мимо. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта.

«Нижнее» произношение. Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

«Заднеязычное» произношение. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае звучание напоминает шум при звуке Х или звонком фрикативном Г, как в южнорусских областях.

Замена Ш на другие звуки. Среди них наиболее частой оказывается замена на звук С. Замена шипящих свистящими не всегда бывает полной, так как очень часто наблюдаются акустические отличия свистящего заменителя от нормированного звука С.
Чек-лист правильной артикуляции для произношения звука Ш
Методика постановки звука
Звук Ш можно ставить по подражанию (от правильной артикуляционной позиции), механическим способом (зонды или подручные средства-заменители), используя оба подхода - смешанный вариант постановки.
«Чашечка» – по подражанию
Смотрите видео инструкцию по выполнению «Чашечки» от нашего логопеда Novator Анжелы.

Это самый распространенный способ, так как положение «Чашечка» необходимо для постановки звука Ш. Ведь при произношении этого звука язык принимают именно эту позицию.
«От слога Са» – по подражанию
Ребенок несколько раз произносит слог Са и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка наверх. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего звуку Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук А (в результате слышится слог Ша). Ребенок произносит слог Са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.
«От слога Са» – смешанный вариант постановки с добавлением механической помощи
Ребенок произносит несколько раз слог «Са», и логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении Ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.
«От звука Р» – смешанный способ
При корректном произношении Р можно поставить Ш от этого звука. Ребенок произносит слог «Ра» и в этот момент шпатель или зонд ставится к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении Ра слышится «Ша».
Автоматизация звука Ш
После успешной постановки (как только у ребенка получилось произнести Ш изолированно), начинается автоматизация звука.

Автоматизация Ш производится поэтапно по тому же принципу, что и с другими звуками: в слогах, слова, предложениях и связной речи.

Делаем поэтапно:
  1. В открытых слогах "ША-ШО-ШИ-ШУ-ШЭ"
  2. В закрытых слогах "АШ-ОШ-ИШ-УШ-ЭШ"
  3. В слогах со стечением согласных "ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЭ-ШТЫ"
  4. В начале слова "Шапка - Шайба - Шорты - Шуба - Шина"
  5. В середине слова "Уши - Мыши - Лягушка - Каша - Лапша"
  6. В конце слова "Шалаш - Ландыш - Мышь - Малыш - Финиш"
Дифференциация звука Ш
После автоматизации звука идет работа по его различию (дифференциации) с другими звуками, которые похожи между собой. Чаще всего, ребенку нужно помочь различить Ш со звуками С и Ж. Для этого логопед предлагает соответствующие задания. Очень хорошо для дифференциации подходят скороговорки, ловите несколько:
Постановка звука Ш может занять до нескольких лет, особенно если у ребенка проблемы не только с шипящими. Мы в Novator научились ускорять процесс: в среднем на ввод группы звуков в речь ребенка у нас уходит 3 месяца.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент