Как дети учат друг друга разговаривать?

Речь — неотъемлемая часть человеческой сущности. В головном мозге есть участки, отвечающие за восприятие и воспроизведение речи. Только развиваются они под внешними факторами. Если изолировать ребенка от людей, то сама по себе речь не появится. Общение с себе подобными очень важно в дошкольном периоде.

Понимают ли дети друг друга

Наблюдательный взрослый заметит, что между собой малыши быстро договариваются. Даже если у них еще мало слов в запасе, они находят возможности для общения и игр. Особенно интересно это явление проявляется среди детей, которые используют разные языки. Они все равно договариваются между собой.

Ребенок стремится к общению в любой ситуации. Со сверстниками он контактирует чаще, так как они эмоциональные и отзывчивые. Многие родители замечают, что в детском саду дети начинают больше и лучше разговаривать. Этому явлению есть простое объяснение.

Родители могут понимать ребенка без слов. Они смотрят на мимику, эмоции и используют интуицию. У малыша нет стимула использовать новые слова в речи и задавать вопросы. Иная ситуация складывается при общении с другими детьми. Они не станут пытаться угадывать чужие мысли и намерения. Поэтому ребенок будет стараться говорить четко и понятно.

Нужно ли детям общаться со сверстниками

Да, нужно и это необязательно делать только в детском саду. Помимо влияния других детей на речь в коллективе ребенок учится совместной игре. Через взаимодействие он осознает, что не является единственным человеком и с желаниями других людей нужно считаться.

В возрасте одного года малыш еще не стремится контактировать со сверстниками. У него только формируются представления о мире и он только начинает понимать, что есть другие дети. В два года малыши уже способны играть друг с другом. Только это будут простые игры.

В 3-4 года дети учат друг друга разговаривать и договариваться. Игры становятся сюжетными. Могут возникать конфликты — это нормальный этап социализации. Дети перенимают друг от друга слова и фразы. Они пересказывают сюжеты мультфильмов и книг, делятся событиями из жизни.

Без общения со сверстниками развитие ребенка будет медленным и ограниченным. У него не начнет увеличиваться словарный запас, и он меньше узнает об окружающем мире. Также при общении люди усваивают социальные нормы поведения. Если в дошкольном возрасте у малыша не было социализации, то ему будет сложно учиться в школе.
В каком возрасте дети начинают говорить

Социализация и навыки общения

Родителям полезно знать, в чем заключается разница между социализацией и коммуникацией. Под первым термином понимают усвоение определенных навыков, норм, знаний, системы ценностей для успешного существования в обществе. Если упростить, то социализация — это способность понимать и использовать правила жизни в коллективе.

Коммуникация — это процесс передачи информации. Иными словами, общение между двумя и более людьми. Сама по себе коммуникация не дает развитие социализации. При тесном взаимодействии люди усваивают определенные паттерны поведения. Например, как правильно обращаться к лицам с разным социальным статусом.

Общение ребенка со сверстниками необходимо для развития эмпатии. Только на практике можно освоить способность понимать чужие эмоции. Общение требуется для понимания невербальных сигналов: мимики и жестов.

Маленький ребенок нуждается в компании других детей. Только через практику он учится использовать инструменты для взаимодействия. Вместе дети учатся помогать друг другу, играть и решать конфликты. Когда они становятся старше, то появляется время для совместного чтения книг, обсуждения фильмов и мультфильмов. Ребенок может сказать другим детям то, что не станет рассказывать взрослым.

Угрозы бесконтрольного общения между детьми

Нельзя отрицать влияние окружения на речь ребенка. Поэтому к выбору друзей нужно подходить ответственно. Иначе от неподходящих сверстников малыш усвоит ругательства и прочие нехорошие слова. В школе он может начать читать неподходящие книги и статьи.

Родителям нужно стараться развивать у ребенка критичность к собственной речи и действиям. Например, взрослые должны называть запрещенные слова и объяснять, почему их нельзя произносить. Это касается ругательств, мата, уничижительных высказываний и т. п.

Если не контролировать ребенка в общении с другими детьми, то можно обнаружить неприятные последствия. Он станет выбирать запрещенные слова для речи, использовать недопустимые значения слов, совершенствовать знание ненормативного словаря. Главная опасность бесконтрольного общения — знакомство со «взрослыми» темами. Родители обязаны должным образом следить за своими детьми.

Влияние детского сада на ребенка

В коллективе дошкольники постоянно взаимодействуют друг с другом под контролем воспитателя. Влияние садика на речь может быть положительным и отрицательным. Если педагог грамотный, то он учит детей хорошо проявлять себя и правильно составлять запросы.

Например, если воспитатель видит, как один дошкольник обижает другого, то он объясняет недопустимость такого поведения. Педагог дает специальные задания, призванные развивать сочувствие, эмпатию, сопереживание и другие человеческие качества. Есть упражнения, которые учат применять определенные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и другие.

Процесс взаимодействия с другими детьми может быть сложным, но впоследствии ребенок учится общаться с представителями разных социальных групп. Этот навык пригодится во взрослом мире.

Еще речь других маленьких детей может стать стимулом для развития. Например, дошкольник может стремиться увеличивать словарный запас, чтобы поддерживать беседу со сверстниками. Он будет хотеть чище произносить слова, так как если дети не смогут понять его, он будет исключен из игры.

Детское общение важно для речевого развития и социализации. Но оно не заменяет полностью коммуникацию со взрослыми. Родители остаются важными фигурами в жизни ребенка. И от их речи и поведения зависит всестороннее развитие малыша.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент