Что такое фонематическое восприятие

Ежедневно человек находится в окружении тысячи разных звуков. Это шаги, шелест листвы, завывание ветра, скрип шин по асфальту и многое другое. Часто люди не замечают большую часть шума. Только звуки речи человек всегда выделяет из общего фона. Это возможно благодаря фонематическому восприятию. Если оно нарушено, то невозможно правильно услышать слова и фразы.

Формирование фонематического восприятия/слуха

Основное развитие приходится на первый год жизни малыша. Примерно к двум месяцам он начинает различать голос матери и других взрослых. Позже его фонематический слух улучшается. Младенец начинает правильно определять источник звука и поворачивать голову в его сторону.

Примерно в 4-5 месяцев малыш способен определять интонацию и эмоциональную окраску речи. Резкие звуки и ругательства способны испугать его. Крики тоже вызовут негативную реакцию.

В 5 месяцев ребенок пытается произносить отдельные звуки речи. Родители стараются больше разговаривать с малышами, читать сказки, петь колыбельные. От этого зависит формирование речи.

К году ребенок может произносить фразы из 2-3 слов. Фонематическое восприятие активно развивается. К двум годам малыш способен определить неправильное произношение звука в речи другого человека. Себя он пока слабо контролирует.

В четыре года дошкольник различает схожие по произношению звуки. Например, [Б] и [П]. Это умение важно для развития навыков звукового анализа. Без них будет сложно освоить чтение и письмо.

В 5-6 лет у ребенка появляется способность определять позицию звука в слове и правильно называть последовательность слогов. Эти навыки важны для развития письменной речи.

Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей

Физический и фонематический слух — разные понятия. В первом случае ребенку будет сложно различать любые звуки, в том числе неречевые. При нарушениях формирования фонематического восприятия малыш будет реагировать на шум. Проблемы возникнут с пониманием обращенной речи.

Варианты проявления проблем с фонематическим восприятием:

  • опускание или замена звуков;
  • искажения слогов (перестановка или опускание в словах);
  • неправильное определение последовательности звуков.

Иногда сложности становятся видны в 5-6 лет, когда ребенок учится читать и писать. Ему тяжело на слух определять позицию звука, делить слова на слоги, определять ошибки в произношении. При отсутствии специального обучения ребенок переносит ошибки на письмо.

При акустической дисграфии школьник путает схожие группы звуков. Например, свистящие и шипящие. При письме вместо «Санки» ребенок пишет «Шанки». Причина акустической дисграфии в нарушении слухового восприятия. Для предупреждения ее возникновения нужно уделять внимание правильному развитию фонематического восприятия. Делать это можно и нужно с раннего возраста.
Миофункциональные нарушения

Причины и механизмы возникновения нарушений

Расстройство может быть врожденным и приобретенным. В первом случае правильному речевому развитию мешают внутриутробные патологии и родовые травмы. Даже незначительная по времени гипоксия (кислородное голодание) во время родов может приводить к проблемам в работе головного мозга.

На процесс овладения навыками различения речевых звуков влияют внешние факторы. К нарушениям могут приводить:

  • травмы головы;
  • инфекционные болезни;
  • эмоциональные потрясения и т. п.

Социальные факторы тоже могут влиять на развитие проблем с фонематическим восприятием. Это отсутствие эмоциональной связи с матерью, изоляция от других людей и многое другое.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может появляться из-за совокупности факторов. Часто специалисту не удается определить причину развития нарушения. Важнее поиска — своевременное оказание помощи. Если упустить время, то недоразвитие усугубится и исправить его будет сложно.

Игры на развитие фонематического слуха

Основа работы над устранением нарушения — последовательное прохождение каждого этапа формирования фонематического восприятия. Так, начинать нужно с различения неречевых звуков. Используют бумагу, ложки, фольгу и прочее. Каждым предметом издают звуки и предлагают ребенку определить, что именно было использовано. Можно добавить музыкальные инструменты и звуки природы: треки легко найти в специальных сервисах.

Можно предложить определять звуки по интенсивности звучания. Сначала громко стучат в барабан, потом тихо. Можно сделать игрушки «Найди пару». В небольшие коробочки насыпают крупу, бобовые, монеты, бусины, гайки. Ребенку дают потрясти одну и предлагают найти созвучную.

В системе логопедии предложена четкая схема по развитию фонематического восприятия ребенка. После неречевых звуков переходят к речевым. Например, дошкольнику предлагают поиграть в «Эхо»: взрослый называет цепочку слогов, малыш повторяет. Если нужно усложнить, то используют разные слоги: ма-ма-ба, ка-ка-та, жу-жу-шу.

Важно выполнять рекомендации логопеда по развитию фонематического восприятия. Так, подойдут игры с использованием схожих слов: игра-игла, каша-Маша, Лука-рука. Ребенку предлагают правильно соотнести слова. Например: "на завтрак была Маша, каша пошла в школу". Дошкольник должен определить, что не так и исправить ошибки.

Можно использовать игры по определению места звука в слове: в начале, середине или конце. Для этого используют наглядный материал. Например, картинку автобуса с тремя дверьми. Ребенку объясняют, что у каждого звука есть свое место в транспорте. Так, у «Со-ба-ки» звук [С] в начале и он заходит в первую дверь автобуса. Если дошкольнику сложно, то есть способ подсказать ему: слово произносят утрированно и растянуто «Сссссссссссссссо-ба-ка». Постепенно переходят к усложнению. Для этого используют слова со стечением гласных или согласных, состоящие из 5-7 слогов и т. п.

Советы родителям

Успешность коррекции фонематического восприятия во многом зависит от вовлеченности родителей в процесс. Начинать заниматься можно с первого года ребенка. Для этого необходимо учить малыша различать неречевые и речевые звуки. Можно использовать детские музыкальные инструменты, звучащие игрушки и бытовые предметы.

Каждый день с ребенком нужно разговаривать. Прежде чем сделать любое действие его озвучивают. Например: мама варит кашу на завтрак; сейчас папа сделает бутерброды с сыром; скоро пойдем гулять. Взрослые должны говорить четко и понятно.

Помогать развивать речевой слух можно с помощью песен. Родители могут петь с ребенком по 5-10 минут каждый день. Песни проще усваиваются на слух и малышу легче различать слова. Полезно читать вместе стихи и сказки. Главное, делать это эмоционально. Дополнительное интонационное окрашивание слов улучшает внимание.

Необходимо уделять внимание ребенку ежедневно. Можно делать артикуляционную гимнастику. Она направлена на улучшение движений языка и губ. Если ребенку будет просто сделать любую артикуляционную позу, то он сможет различать по ощущениям близкие по звучанию фонемы.

Используйте для развития фонематического восприятия наглядный материал. В дошкольном возрасте дети не воспринимают устную информацию. Понадобятся картинки, игрушки, музыкальные инструменты и т.п. Избегайте монотонности. Любое упражнение лучше превращать в игру — это сделает занятие интересным.

Когда ребенок станет лучше различать звуки на слух, то можно перейти к отработке чистоговорок и скороговорок. Каждое произведение содержит слова на определенные группы фонем. Поэтому проще отрабатывать правильное произношение и различение схожих звуков.

В некоторых случаях требуется не только помощь логопеда. Может быть рекомендована консультация нейропсихолога. Специалист проведет занятия для улучшения связей в головном мозге. Это положительно скажется на речи. Не отказывайтесь от рекомендаций обратиться к специалистам другого профиля.

Самое важное в работе — это не ругать ребенка за ошибки. Развивать фонематическое восприятие речи сложно и на это требуется время. Дайте малышу возможность спокойно пройти каждый этап и сформировать четкую грамотную речь.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение при котором ребенку сложно выделять и различать речевые звуки. Проявляется в 4-5 лет и без работы с логопедом начнутся проблемы с письмом и чтением. При своевременном обращении к специалисту устранить нарушение можно до школы.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113