Основа работы над устранением нарушения — последовательное прохождение каждого этапа формирования фонематического восприятия. Так, начинать нужно с различения неречевых звуков. Используют бумагу, ложки, фольгу и прочее. Каждым предметом издают звуки и предлагают ребенку определить, что именно было использовано. Можно добавить музыкальные инструменты и звуки природы: треки легко найти в специальных сервисах.
Можно предложить определять звуки по интенсивности звучания. Сначала громко стучат в барабан, потом тихо. Можно сделать игрушки «Найди пару». В небольшие коробочки насыпают крупу, бобовые, монеты, бусины, гайки. Ребенку дают потрясти одну и предлагают найти созвучную.
В системе логопедии предложена четкая схема по развитию фонематического восприятия ребенка. После неречевых звуков переходят к речевым. Например, дошкольнику предлагают поиграть в «Эхо»: взрослый называет цепочку слогов, малыш повторяет. Если нужно усложнить, то используют разные слоги: ма-ма-ба, ка-ка-та, жу-жу-шу.
Важно выполнять рекомендации логопеда по развитию фонематического восприятия. Так, подойдут игры с использованием схожих слов: игра-игла, каша-Маша, Лука-рука. Ребенку предлагают правильно соотнести слова. Например: "на завтрак была Маша, каша пошла в школу". Дошкольник должен определить, что не так и исправить ошибки.
Можно использовать игры по определению места звука в слове: в начале, середине или конце. Для этого используют наглядный материал. Например, картинку автобуса с тремя дверьми. Ребенку объясняют, что у каждого звука есть свое место в транспорте. Так, у «Со-ба-ки» звук [С] в начале и он заходит в первую дверь автобуса. Если дошкольнику сложно, то есть способ подсказать ему: слово произносят утрированно и растянуто «Сссссссссссссссо-ба-ка». Постепенно переходят к усложнению. Для этого используют слова со стечением гласных или согласных, состоящие из 5-7 слогов и т. п.