Что делать, если ребенок глотает буквы

Примерно к четырем годам дети начинают правильно произносить большинство слов. В том числе со стечением согласных и слова, состоящие из 5-6 слогов. Если ребенок иногда ошибается, то это тоже нормально. При постоянном проглатывании звуков в словах стоит обратиться к логопеду за консультацией.

Причины нарушения слоговой структуры слова

Для того чтобы понять, почему ребенок глотает буквы, логопед проводит ряд тестов. Так, он проверяет уровень развития фонематического восприятия. Оно влияет на способность выделять и распознавать речевые звуки на фоне шума. Если уровень фонематического восприятия низкий, то ребенок не опознает речь и это мешает накапливать словарный запас.

Другая причина — нарушения физического слуха. Малыш может реагировать на отдельный шум, но звуки речи он не выделяет или слышит частично. Ребенок произносит слово так, как слышит его. Выявить физическое снижение слуха может отоларинголог.

Появляться каша во рту ребенка может из-за диспраксии. При этом нарушении сложно выполнить ряд последовательных действий. В итоге ребенок проглатывает часть слова. Например, в "ножницах" есть стечение согласных звуков ЖН. Произнести его сложно и при диспраксии малыш сократит слово до "Ножицы" или "Ноницы".

Иногда наблюдается артикуляционная недостаточность. Она выражается в слабой подвижности мимических мышц. Ребенку сложно сделать определенную позу, удерживать ее и менять на следующую. Мимика выглядит вялой и слабой, а звуки пропускаются и не выговариваются.

Пропадет ли глотание букв с возрастом

Нарушение слоговой структуры слов является физиологической нормой до 3х лет. Первые годы жизни малыш только учится говорить и по началу его речь содержит ошибки. Постепенно она улучшается и становится сложнее. Так, если в первый год жизни ребенок говорит: "Дай пить", то к третьему году он может сказать: "Хочу выпить апельсиновый сок".

Если после 3х лет ребенок продолжает проглатывать слоги, то это уже признак речевого нарушения. Самостоятельно оно не пройдет и потребуется помощь специалиста. С возрастом проблема может сгладиться. Только проблемы начнутся с письменной речью. Ребенок при письме начнет путать слоги или буквы, опускать окончания. Постоянные ошибки приведут к низким оценкам по русскому языку. К выпуску из школы проблема только усугубится.

Невнятная речь может стать причиной для комплексов. Ребенка с трудом будут понимать взрослые и дети. Это скажется на его психическом развитии. Он станет замкнутым и неразговорчивым.

Начинать исправлять нарушения слоговой структуры нужно с 4х лет. При первых подозрениях важно сразу обращаться к логопеду. На консультации специалист определит, есть ли отклонения в речевом развитии и требуются ли коррекционные занятия.

Начинать занятия лучше в дошкольном возрасте. В 7-8 лет у ребенка уже будет сформирован устойчивый стереотип и исправить его будет сложно. Взрослые должны помогать дошкольнику работать над улучшением речи. Совместная деятельность родителей и детского специалиста ускоряет процесс коррекции.

С чего начать коррекцию?

Работу разделяют на два этапа: подготовительный и основной. Прежде чем приступить к коррекции нужно развить у ребенка представления о пространстве и способность выполнять серию действий. Подготовительный этап направлен на формирование основы для освоения слоговой структуры слова.

Для развития представлений о пространстве используют игры. Начинают с изучения тела. Ребенку показывают на спинку и животик, подчеркивая, что находится сзади, а что спереди. Потом перед ним выкладывают пары предметов в перемешанном виде и предлагают рассортировать. Можно нарисовать контуры разных ладошек, после попросить найти пары.

Сложный вариант — ориентировка в трехмерном пространстве. Например, перед ребенком ставят поезд с разными игрушками. Ему задают вопрос: кто спереди, посередине и в конце? Можно делать простые схемы для поиска клада. Либо дошкольника учат искать предмет по изданному звуку.

Играть нужно каждый день. Находите время и тогда коррекция пойдет быстрее. Предлагайте ребенку повторять за собой действия. Начинайте с 2-3 шагов и постепенно усложняйте. При должном упорстве малыш быстро освоит правила.

Полезно развивать ритмические представления. Для этого ребенку выстукивают ритм, например, тук-тук-тук. Он должен повторить действия без ошибок. Постепенно ритмы усложняют. Важный момент: ребенок должен воспринимать данные на слух. Взрослый должен скрывать свои руки и лицо.

Основной этап включает в себя исправление нарушений слоговой структуры слова. Начинают работу с гласных, потом переходят к слогам и словам. Например, ребенку предлагают называть сочетания гласных: АОУ, ААО, УОО, ИИО и другие. Дальше переходят к слогам: с общим согласным, общим гласным, закрытым (заканчиваются на согласный звук), со стечением согласных.
Что делать, если ребёнок не хочет читать

Полезные игры

Если ребенок глотает буквы в словах, то нужно установить с ним контакт и постоянно работать над речью. Недостаточно просто произносить цепочки слов. Нужно играть с дошкольником, иначе он не запомнит информацию.

Примерный список игр:

  • Дорожки. Перед ребенком кладут рисунки стоп или стельки. На каждый предмет нужно наступить и четко произнести слог.
  • Домики. Рисуют здания с разным количеством окон (1, 2, 3). Потом ребенку называют слово и предлагают разделить его на слоги. Далее он определяет соответствующий домик.
  • Часы. Взрослый называет слово и ребенок определяет число слогов, потом переводит стрелку на цифру.
  • Придумай слово. Подбирают картинки и раскладывают их перед ребенком. Называют слог и предлагают найти подходящее название.
  • Добавляй. Взрослый называет слово, а дошкольник продолжает. Например: колючий еж, пушистая кошка, большая собака и т. п.

Это только часть возможных игр. Если нужно, то логопед подробно опишет варианты работы в домашних условиях. Дошкольник должен получать удовольствие от игр и поэтому не стоит их долго выполнять. Оптимальный период: 10-15 минут.

Советы для родителей

Каким бы тяжелым не было нарушение речи у ребенка, продолжайте с ним заниматься ежедневно и результат не заставит себя ждать. Советуйтесь с логопедом и уточняйте у него список упражнений. Так, для развития лицевой мускулатуры полезно растягивать губы в улыбке и сжимать, сдувать и надувать щеки, касаться языком зубов и десен. Важно отрабатывать удержание позы (до 5 секунд) и переключение.

Не ругайте ребенка и не требуйте от него бесконечных попыток правильно произнести слова. Таким образом вы только вызовите негативную реакцию. Лучше заниматься по 5-10 минут ежедневно и это принесет пользу. Домашние занятия станут дополнением к работе с логопедом.

Нарушения слоговой структуры слова выражаются в том, что ребенок проглатывает часть звуков. Из-за этого его речь становится неразборчивой. От этого явления можно и нужно избавиться к школьному возрасту. Главное, своевременно обратиться к логопеду.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент