Кто такой логопед и зачем он нужен?

Логопедия — это наука, занимающаяся нарушениями речи у детей и взрослых. Она изучает причины появления проблем, способы коррекции и разрабатывает методы предупреждения. Логопед помогает детям и взрослым правильно использовать устную и письменную речь. Он исправляет дефекты дикции, восполняет недостаток словарного запаса, работает над грамматикой и многим другим.

Основная специализация логопеда

Специалист работает с нарушениями речи. Эта целая группа проблем с разными проявлениями. Например, человек может неправильно произносить звук [Р] или заменять [С] на [Ш]. Из-за этого его речь становится невнятной.

При некоторых нарушениях, например, ОНР проблемы отмечаются не только со звукопроизношением. У ребенка также маленький словарный запас, фраза состоит из 2-3 слов, предлоги отсутствуют или неправильно используются. Недостаточное развитие речи влияет на мышление. В школе возникнут проблемы с учебой.

Ребенок может совершать специфические ошибки при письме и чтении. Например, пропускать буквы или путать их. В некоторых случаях школьник путает слоги в словах.

Взрослым тоже может требоваться помощь логопеда. После травм головы и некоторых болезней наблюдается откат в речевом развитии. Например, человек не может назвать предмет, но способен описать его и указать цели использования. Для таких нарушений характерны серьезные поражения определенных зон мозга. Еще взрослый может обратиться к логопеду для исправления дикции.

Главная задача специалиста — определение особенностей речи. Если выявлены нарушения, то детский логопед предлагает варианты коррекции. Работать он может в садах, школах, поликлиниках, санаториях, реабилитационных центрах.

Благодаря развитию интернет-технологий получить помощь логопеда можно дистанционно. Это удобно и экономит время родителей. Нужен только компьютер и подключение к интернету.

Чем занимается логопед?

Основные обязанности логопеда — это выявление и коррекция речевых нарушений. Специалист проводит диагностику и составляет заключение. В отчете указываются подробные характеристики развития ребенка:

  • мелкая и крупная моторика;
  • звукопроизношение;
  • словарный запас;
  • грамматика;
  • мышление и т. п.

Если нужно проверить письменную речь, то логопед просит записать небольшой текст или дает образцы для списывания. После чего анализирует работы на предмет ошибок и составляет заключение.

Логопед знает, из каких этапов состоит работа с ребенком. Каждое занятие направлено на выполнение нескольких целей. Например, развитие движений кончика языка, знакомство с лексическим понятием "Продукты", формирование речевого дыхания и прочие. Это позволяет комплексно работать над развитием ребенка.

Логопед использует в работе игры, упражнения, пособия. В том числе специалист применяет интерактивные технологии. Каждое задание направлено на выработку определенного навыка.

Специалист владеет огромным набором методов работы. Он может развивать речевое дыхание, фонематический слух, артикуляционный аппарат и многое другое. Методики работы логопед изучает в педагогическом университете.

Основные причины нарушения речи

Выделяют три группы факторов. Первая — дородовая. В период беременности ребенок чувствителен к разному воздействию. Некоторые лекарства могут оказывать негативное влияние на малыша. Поэтому прием любых средств должен быть согласован с врачом.

Вторая группа факторов — перинатальная. Это родовой процесс и от него зависит здоровье ребенка. Иногда обстоятельства складываются так, что малыш долго не появляется на свет и это приводит к гипоксии. Кислородное голодание приводит к нарушениям в работе головного мозга.

Третья группа факторов — постнатальная. Первый год жизни малыша самый важный. Инфекционные болезни, травмы головы в этом возрасте могут приводить к серьезным последствиям.

Часто выявить причину развития нарушения невозможно. Лучше направить усилия на устранение проблемы. Это позволяет сэкономить время и силы.
Как научить ребёнка говорить букву «К»

Распространенные проблемы и заболевания

Речевые нарушения разнообразны по своим проявлениям. Так, для дислалии характерны проблемы со звукопроизношением. Может страдать одна группа звуков, например, только шипящие. Либо нарушение затрагивает нескольких групп звуков. При дислалии у ребенка нормальный слух и нет проблем с подвижностью мышц речевого аппарата.

При стертой дизартрии страдает только звукопроизношение. Однако причина нарушения в плохой работе мышц лица. Они либо слишком вялые, либо сжатые и напряженные. Иногда дети с дизартрией не ощущают движения губ или языка. Им сложно отслеживать свои действия и из-за этого они путают звуки. На автоматизацию одного звука уйдет больше времени, чем при дислалии. Это связано с нарушением подвижности мышц.

Встречается задержка речевого развития. При ней ребенок в три года не разговаривает. Он может использовать 2-3 звукоподражания и жесты для общения с окружающими людьми. Без специального обучения ребенок не сможет заговорить.

Еще одно нарушение — общее недоразвитие речи (ОНР). У дошкольника есть речь, но она не соответствует возрасту. Например, в 4 года малыш использует звукоподражания: ляля, бах, бум, ав-ав.

Бывают специфические проблемы. Например, при заикании дети пытаются разговаривать, но из-за постоянных судорог во рту у них не получается это сделать. Подобное заболевание требует наблюдения в лечебном учреждении. С заиканием работаем невролог, психотерапевт, логопед.

Большинство нарушений устранимы, но не обойтись без профессиональной помощи логопеда. Также родитель должен регулярно заниматься с ребенком дома.

Особенности проведения приема у логопеда

Прежде всего, врач и логопед — разные специалисты. Второй не имеет медицинского образования. Логопед учится в педагогическом университете и является педагогом. Для проведения логопедического обследования он использует игрушки, картинки, зеркало.

Специалист владеет разными методиками работы и выбирает их исходя из особенностей ребенка. Логопед на диагностике проверяет развитие каждой стороны речи и фиксирует данные в специальном документе. В нем можно точно увидеть, какие звуки не произносит ребенок и с какими сложностями сталкивается. Например, не произносит звук [Р], заменяет [Ш] на [С], не определяет место звука в слове и т. п.

Логопед визуально осматривает речевой аппарат ребенка. Для этого он просит открыть рот, поцокать, пощелкать языком, округлить губы и выполнить другие задания. В ходе осмотра могут быть выявлены разные дефекты. Например, короткая подъязычная связка (складка под языком). Она ограничивает подвижность языка. Потребуется консультация стоматолога и уже после нее можно приступать к коррекции.

По итогам обследования, логопед определяет вид нарушения и дает рекомендации по дальнейшей работе.

В каких случаях нужна помощь логопеда?

Во всех связанных с речью. Если ребенок не говорит в 3 года, путает звуки, плохо проговаривает слова из нескольких слогов — стоит обратиться к специалисту. Только он может оценить состояние речи и определить, есть ли с ней проблемы.

Некоторые врачи рекомендуют посещать логопеда несколько раз. В три года, в пять лет и перед школой. Это помогает оценивать состояние речи на разных этапах с учетом возрастных норм. Так, в 3 года не говорить звук [Р] нормально. В 5-6 лет это уже дефект и требуется помощь логопеда.

Стоит обратиться к специалисту, если в школе ребенок пишет с ошибками, медленно читает и ему трудно пересказывать тексты. Без помощи логопеда учеба будет все больше становиться чем-то сложным. Если у школьника были проблемы с устной речью, то начинать предупреждать развитие нарушений письма и чтения нужно с 1 класса.

Какие проблемы решает специалист?

Логопед помогает детям научиться правильно разговаривать. Это касается произношения звуков, грамматического оформления фраз, использования предлогов, местоимений, категорий рода. В дальнейшем дети легко составляют рассказы по картинкам и оперируют абстрактными понятиями.

Специалист может помогать ребенку вырабатывать навыки самоконтроля. Он учится слушать себя и исправлять свои ошибки в речи. Это важный навык для устранения проблем.

Логопед-дефектолог работает с родителями. Он отвечает на вопросы, развеивает речевые мифы, рассказывает основы коррекционной педагогики. Специалист выдает домашнее задание из нескольких упражнений. Оно нужно для закрепления материала.

Какие методики использует специалист?

Исправление речи — вот чем занимается логопед. Он подбирает методики работы с учетом особенности нарушения. Например, звук ставят тремя способами:

  • механическим;
  • по подражанию;
  • с опорой на другой звук.

Выбор методики зависит от ребенка. Некоторым достаточно показать образец правильного звучания, другим нужно помочь привести губы или язык в нужное положение. Например, для постановки звука [С] ребенка просят положить широкий язык за нижние зубы. Ватной палочкой аккуратно надавливают на центр и слегка прижимают язык. Потом ребенок сжимает челюсти так, чтобы между ними оставалась щель в 1-2 мм и выдыхает. Получится чистый свист.

В работе логопед использует игровые, словесные, наглядные, телесные методики. Они связаны между собой и каждое задание дополняет предыдущие. Благодаря этому исправление дефекта идет быстро.

Длительность занятий с логопедом

Количество занятий зависит от типа нарушения. Так, если нужно поставить и автоматизировать 1-2 звука, то может потребоваться около 15-20 встреч. При нарушении нескольких групп звуков количество занятий увеличивается до 30. Это является усредненной рекомендацией. Точное число занятий определяет логопед после диагностики.

Продолжительность одного урока составляет около 30 минут. Это позволяет проводить занятие с высокой эффективностью. При увеличении продолжительности встречи ребенок будет уставать.

Если хотите узнать, кто такой логопед и нужна ли его помощь вашим детям, обращайтесь в нашу школу. Предлагаем бесплатную диагностику с предоставлением полной характеристики речевого развития. Работаем с детьми от 4 лет и старше. В том числе со взрослыми. Ждем вас!
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент