Влияние мелкой моторики на развитие речи заключается в том, что выполнение ребенком любого ручного труда стимулирует работу речевых центров. Другими словами, моторные умения определяют успешность формирования речевых умений. Это связано с тем, что использование жеста в качестве средства общения появилось раньше, чем устная речь. Совершенствование вокализации и овладение навыков связной речи не отменяет использование жестикуляции. Постепенно жесты первобытного человека совершенствовались, усложнялись, и он стал для общения использовать сначала звуки, а потом и слова.
Логопедическая практика показывает, что формирование речевых навыков современного человека осуществляется по аналогичной схеме: сначала он использует жесты, затем вокализацию и артикуляцию, а после – слоги, слова и предложения для сообщения взрослым о своих потребностях и желаниях.
Кроме того, тот факт, что существует влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников, подтверждают физиологи. Они установили, что центры речи и двигательные центры в головном мозге человека находятся рядом. Именно поэтому нарушение координации движений влечет за собой появление различных логопедических аномалий. Мозг получает импульсы от кистей рук, что благоприятно действует на работу всего мозга в целом и речевых центров в частности. Для полноценного интеллектуального развития ребенку необходимы систематические занятия по развитию моторных умений и речевых навыков. Курс занятий целесообразно проводить в форме игры, так как эта деятельность вызывает у дошкольников неподдельный интерес.