Как мелкая моторика влияет на развитие речи

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Если ребенок мало времени проводит за такими занятиями, как рисование, лепка, аппликация, его речевое развитие будет отставать от нормы. Организуя занятия с детьми в формате онлайн, логопеды школы NOVATOR руководствуются принципом взаимосвязи мелкой моторики и развития речи.
разборчивое письмо;

равномерное закрашивание фигуры;

умение делать ровную штриховку;

выполнение действий, связанных с самообслуживанием (застегивание пуговиц, завязывание шнурков).

За что «отвечает» мелкая моторика

Мелкой моторикой в педагогике и психологии принято называть всю совокупность тонких движений. Умение совершать тонкие манипуляции с мелкими предметами, ловкость пальцев и подвижность кисти обеспечивают ребенку успешное формирование таких навыков, как:
Формирование мелкой моторики зависит от правильности и гармоничности физического развития. В основе тренировки данного навыка лежит сбалансированная работа мозга, речевых центров и нервной системы.

Логопеды акцентируют внимание родителей на тренировке моторных навыков дошкольников, так как мелкая моторика влияет на речь. Значимость мелкой моторики обнаруживает себя в процессе подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе. Если моторные способности у него развиты слабо, он будет испытывать сложности заполнении прописей и выполнении любых практических заданий. Его пальчики будут быстро уставать, а поделки из природного материала, рисунки и записи в тетрадях.

Как влияет мелкая моторика рук на речевое развитие?

Влияние мелкой моторики на развитие речи заключается в том, что выполнение ребенком любого ручного труда стимулирует работу речевых центров. Другими словами, моторные умения определяют успешность формирования речевых умений. Это связано с тем, что использование жеста в качестве средства общения появилось раньше, чем устная речь. Совершенствование вокализации и овладение навыков связной речи не отменяет использование жестикуляции. Постепенно жесты первобытного человека совершенствовались, усложнялись, и он стал для общения использовать сначала звуки, а потом и слова.

Логопедическая практика показывает, что формирование речевых навыков современного человека осуществляется по аналогичной схеме: сначала он использует жесты, затем вокализацию и артикуляцию, а после – слоги, слова и предложения для сообщения взрослым о своих потребностях и желаниях.

Кроме того, тот факт, что существует влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников, подтверждают физиологи. Они установили, что центры речи и двигательные центры в головном мозге человека находятся рядом. Именно поэтому нарушение координации движений влечет за собой появление различных логопедических аномалий. Мозг получает импульсы от кистей рук, что благоприятно действует на работу всего мозга в целом и речевых центров в частности. Для полноценного интеллектуального развития ребенку необходимы систематические занятия по развитию моторных умений и речевых навыков. Курс занятий целесообразно проводить в форме игры, так как эта деятельность вызывает у дошкольников неподдельный интерес.
игры с песком;

пальчиковые игры;

лепку из пластилина или глины;

перебирание мелких предметов;

собирание детской мозаики;

конструирование фигурок из различного строительного материала;

рисование красками и карандашами.

Возраст для развития мелкой моторики

Специалисты рекомендуют начинать занятия по тренировке моторных умений малыша с раннего возраста. Для этого можно использовать различные средства:
Практические упражнения развивают у малыша зрительно-моторную координацию, точность движений пальцев, умение работать по образцу, планировать собственную деятельность и соотносить полученный результат с изначальной целью. Кроме того, такие занятия развивают творческий потенциал личности. Большой опыт работы с разными материалами развивает воображение. Положительная реакция родителей на творчество ребенка укрепляет у него веру в себя.
Быстрая постановка звуков в онлайн-школе Novator

Как организовать занятия

Особенности организации занятий по тренировке моторных умений обусловлены возрастом детей. Кроме того, квалифицированный педагог при планировании рабочего процесса учитывает индивидуальные предпочтения ребенка и его сенсорный опыт. Главный принцип – занятия должны проводиться в системе. Разовая организация содержательного досуга малыша не даст ощутимых положительных сдвигов в развитии его моторных навыков.

Содержание занятия должно вызывать у ребенка интерес и желание действовать с предложенными педагогом материалами. Увлечь ребенка можно с помощью игровых приемов, художественного слова, похвалы. Специалист должен применять личностно-ориентированный подход.

Алгоритм построения занятия в образовательном учреждении выглядит следующим образом:

1. Педагог сообщает ребенку тему занятия, мотивирует его интерес. Для этого можно показать поделку, которая получится у малыша, дать возможность потрогать материалы, приготовленные для занятия. Если занятие не предполагает создание продукта, педагог должен рассказать ребенку правила игры.

2. Педагог знакомит ребенка с этапами работы, показывает способы выполнения практических операций. Нужно показать движения медленно, чтобы ребенок смог их запомнить и повторить за педагогом.

3. Выполнение задания. На этом этапе можно для стимуляции интереса использовать потешки, прибаутки, веселые песенки, музыкальное сопровождение деятельности.

Игры для развития мелкой моторики

Для повышения уровня развития моторных навыков ребенка можно использовать такие игры, как:

Советы для родителей

Для развития моторных функций у ребенка нужно:

1. Организовать занятия по укреплению пальчиков и формированию правильного захвата предметов на регулярной основе.

2. Делать ребенку младенческого возраста массаж ладошек. Для этого можно использовать пальчиковые игры.

3. Ежедневно предлагать малышу дидактические игрушки. Огромным потенциалом для развития мелкой моторики обладают: пирамидка, конструкторы, кубики, матрешки. Использование этих предметов в игре не только улучшает моторику, но и развивает пространственное мышление малыша.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113