В обществе укоренилось мнение, что главная причина, из-за которой школьники не хотят учиться и самостоятельно делать домашнее задание – это лень. Но это не так. Чаще всего отсутствие интереса к обучению у школьников обусловлено такими причинами, как:
1. Учебу и необходимость ходить в школу ребенок воспринимает как повинность. Такое отношение к учебной деятельности бессознательно формируют у ребенка родители, постоянно напоминая ему, что надо учиться. В силу возрастных особенностей, первоклассник еще не может понять, для чего ему нужно каждый день посещать занятия и делать уроки дома. Строгость родителей, их критические замечания и придирчивость раздражают ребенка и вызывают у него протест против требований взрослых.
2. Учителя задают слишком много домашнего задания. Большой объем пугает ребенка, он не решается самостоятельно приступить к выполнению заданий. При этом он рассчитывает на помощь родителей. Хотя, если мама и папа всегда помогают ему делать уроки, постепенно познавательный интерес школьника гаснет, ведь он совсем не сталкивается с трудностями, не учится искать решение жизненных проблем самостоятельно.
3. Разные требования родителей и педагогов. В классе учитель объясняет детям, как надо выполнять задание. Если предложенный педагогом способ кажется родителям неправильным, они пытаются заставить ребенка действовать по-другому. Но в первые годы учебы в школе педагог является авторитетом для детей. Поэтому принять новый вариант решения учебной задачи, предложенный родителями, им сложно. Расстроившись, дети просто отказываются выполнять задания.
4. Проблемы с посещением школы и выполнением домашних заданий могут возникнуть в результате конфликта ребенка с педагогом.
5. Отказ от выполнения школьных требований может объясняться стремлением ребенка обратить на себя внимание. Так ведут себя дети, имеющие предрасположенность к девиантным формам поведения.
6. Предъявление родителями завышенных требований к ребенку парализует его активность. Он опасается, что не сможет оправдать ожидания родителей, поэтому предпочитает не приступать к заданию совсем.
7. Повышенная тревожность и неуверенность ребенка в собственных силах. Эти психологические проблемы не позволяют школьнику проявить себя и свои способности.