занимались с логопедом, но результата не было. Почему?

Вы заплатили деньги, а ребенок по-прежнему не выговаривает звуки. Обман? Неопытность логопеда? Или сложный случай?
Мы онлайн-школе логопедии Novator, успешно исправляем речевые дефекты в онлайн уже 2 года.
В нашей команде 102 специалиста, они подарили красивую речь уже более 1700 детей!

Давайте разбираться в вопросе "неэффективных занятий" вместе с руководителем логопедов Novator — Юлией.
Наше исследование причин неудач мы провели на практике. У нас были вот такие клиенты из серии "пришли к вам от безысходности, уже не верили ни во что, не помог логопед в детсаду".
Неужели логопед в детсаду так бесполезен? Или причина в самих родителях? Разбираем 7 причин отсутствия результата с логопедом в этой статье. Хотите не нарваться на недоучку-логопеда и быть уверенными в результативности занятий? В конце статьи делимся критериями, которые помогут отличить хорошего логопеда от плохого.

Чтобы понять, где кроется причина, нужно рассмотреть картину коррекции звуков целиком. Вся работа по звукокоррекции с логопедом условно делится на 4 этапа. Неудача могла произойти на каждом этапе, будем разбираться по порядку.

Этапы коррекции звуков

Диагностика (первичный осмотр и консультация)

Подготовительный (работа с мышцами артикуляционного аппарата для принятия правильного артикуляционного уклада языка)

Постановка звука

Автоматизация (в слогах, словах, предложениях) и введение звука в самостоятельную речь ребенка
Рассмотрим каждую ситуацию подробно.
Начнем с диагностики. Вы могли не получить результата с логопедом, потому что все изначально пошло не так.

Причина 1. Логопед неточно определил проблему на диагностике

Задумайтесь, ведь, чтобы вылечить, нужно правильно поставить диагноз. Логопед – это не врач, а коррекционный педагог. Но! Он также должен уметь точно определить проблему. Для этого нужно обладать хорошими знаниями по анатомии, по физиологии, по неврологии.

Это необходимо, чтобы увидеть общую картину. Что, например, может упустить логопед?
  • особенности строения речевого аппарата
  • наличие неврологических проблем, а это значит, что нужна работа в комплексе "логопед+невролог"
  • слабый фонематический слух, и вся работа пошла не так, ведь ребенок вообще не слышал звуки
  • частые болезни ребенка и наличие аденоидов, что также мешает постановке звуков
  • укороченная подъязычная уздечка или неправильный прикус, что требует особого логомассажа.

Логопед обязан все проверить и сказать об этом родителям.

Причина 2. Логопед не проконсультировал родителей после диагностики, они не погружены в процесс

После первого занятия должна быть обязательно обратная связь для родителя и введение их в дальнейшую работу. Логопед должен полностью обрисовать родителям картину речи: рассказать, что он нашел, какие проблемы есть и пути их решения,

Логопед должен обязательно работать и с родителями: объяснять, зачем нужно то или иное упражнение, давать ДЗ и обучать родителей программе.

Коррекционная работа обязательно включает в себя регулярное ДЗ. Если мама сама не может сделать «чашечку», или не понимает, как заводится «моторчик», то проконтролировать дома ребенка она НЕ СМОЖЕТ. Если мама все понимает, она сможет помочь ребенку, поправить его, морально поддержать, зафиксировать успехи, а затем четко рассказать о них на след.занятии.

Например, мы в Novator, даем как устную обратную связь, так и отправляем детальный письменный репорт, где отражены все проблемы. А также обучаем родителей для повышения эффективности занятий!
Современные школы нуждаются в переменах

Причина 3. С самого начала не были учтены возрастные особенности ребенка

Это откровенный обман со стороны логопеда и неопытность со стороны родителей. На этапе диагностики оглашается проблема, например, отсутствует какой-то звук. Но! Ведь это может быть нормой для ребенка в его возрасте. Если родители обращаются с запросом "нет звука Р в 3,5 года", то хороший логопед должен сказать им, что такие звуки как "Р" и "Л" формируются после 5 лет. Если звук появился сам в 3 года — отлично, если нет, то нужно подождать возрастной нормы. Поэтому НЕ ведитесь на предложение логопедов поставить звук Р в 3-4 года. Мышцы языка к этому не готовы, скорее всего, это будет бесполезное мучение ребенка. И не думайте, что "логопед плохой", если он отказался ставить звук так рано.

Предположим, что на диагностике все было "окей" и логопед действительно хороший диагност. Теперь переходим к началу коррекции — это подготовка артикуляционного аппарата.

Причина 4. Логопед и родители халатно отнеслись к первому этапу коррекции

В подготовке мышц артикуляционного аппарата все индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Важно, чтобы логопед не торопился, не давил на ребенка (ведь это сложные усилия), а родители слушались и выполняли рекомендации дома. Язык – это мышечный орган и ему нужна регулярная тренировка, чтобы достичь результата быстрее и качественнее.

Переходим к следующему этапу: непосредственно постановка звука. Она может быть произведена по подражанию (от правильной артикуляционной позы) или с механической помощью. Что здесь может быть не так?

Причина 5. Логопед давал нецелевые упражнения

Возвращаясь к причине 2: родители должны быть уверены в целенаправленности занятий, для этого опять же важно их участие в процессе работы. Ведь упражнения то можно делать, но они могут не помогать. Вот смотрите случай из практики наших логопедов:
Конечно, если упражнения в пустоту и направлены совсем на другое, то и результата вы не увидите.

Идем далее. Даже, если звук был поставлен успешно: расслабляться рано. Очень часто результат "теряется" именно на финальном этапе звукокоррекции.

Причина 6. Работа не была доведена до конца

Самая частая ситуация: логопед поставил звук, но не автоматизировал его. Тут могут быть виноваты и логопед, и родитель. Возможно, первому не хватило времени или второй не поверил в важность автоматизации звука, не выполнял ДЗ и скорей убежал счастливый с поставленным звуком.

Так вот: как только звук появился, его нужно обязательно поэтапно автоматизировать и ввести в речь! Иначе он очень легко пропадет и получится, что вроде как "результата и нет".

Причина 7. Ребёнок не хотел заниматься

Правильнее даже сказать "не хотел заниматься с этим логопедом". Это причина касается всех этапов коррекции. Понятно, что дети почти всегда не хотят учиться, напрягаться и слушать взрослых теть-педагогов с инструментами. Но как-то же результаты достигаются.

Здесь все просто: нужно найти вашего специалиста, который найдет подход к вашему ребенку, заинтересует его занятиями. А когда мы хотим, то и результат будет налицо. Это отчасти и есть секрет эффективных занятий!
Вот посмотрите фрагмент нашего с занятия с учеником Георгием. Ставили ему звук Ж, это уже идет автоматизация.

Видите, как он активен и доволен собственным результатом? Он даже проявляет инициативу и подбирает уже слова с нужным звуком, хотя сейчас достаточно только слогов.

Теперь к выводам!

Как и в любом обучении, с логопедом тоже может не быть результата. Самое главное: выявить причину этого. Иногда, это действительно неопытный специалист или опытный с желанием побольше "выжать" из вас. Но часто, это вина и самых родителей тоже. Или просто дело случая, как например, дисконект с ребенком. Поэтому, дорогие родители, если вы раньше занимались с логопедом и не увидели результата, вот несколько наших советов.

Ответьте на несколько вопросов:

  • Как была проведена диагностика? Вам озвучили причины отсутствия звуков и полную картину этапов предстоящей коррекции?
  • От логопеда была хорошая обратная связь?
  • Давали ли ДЗ? Вы его делали?
  • Обучали ли вас логопедической программе? Вы знали, что как и для чего?
  • С какой отдачей занимался ребенок? С желанием или из-под палки?

Рекомендации что делать, чтобы результат был

Обязательно изучите возрастные нормы развития ребенка, чтобы понимать, что он уже "может, должен, умеет", а чего требовать совсем рано.

В идеале, перед визитом к логопеду нужно посетить этих 3 специалистов: невролог, лор и стоматолог. Это необходимо для проверки диагноза и установления полной картины речевого развития ребенка.

Обязательно присутствуйте на пробном занятии и внимательно слушайте, что говорит специалист. Обратите внимание, насколько его видение и результаты диагностики совпадают с тем, с чем вы пришли изначально. Если вы сомневаетесь, обратитесь параллельно на диагностику к другому специалисту.

После 1-ого занятия обязательно спросите логопеда, как идет работа, хороший логопед даст подробную обратную связь и домашнее задание.

Выполняйте домашние задания (по 10-15 мин каждый день) и рекомендации логопеда, не ленитесь и не перекладывайте всю ответственность на специалиста. Коррекционная работа – это совместная работа логопеда и родителей, здесь очень важна помощь и поддержка семьи.

Теперь о выборе специалистов. На что смотреть?

Хороший логопед, естественно, имеет профильное образование и постоянно повышает его уровень курсами повышения квалификации.

Грамотный специалист всегда взаимодействует с родителями, ведь они полноценные участники процесса. Он держит их в курсе прогресса и всех событий на занятии, дает подробную и развернутую обратную связь.

Хороший логопед расскажет о методике и промежуточных результатах, даст домашнее задание и будет стараться работать на качество, а не количество занятий.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент