Что делать, если у ребенка плохой почерк

При хорошем почерке буквы четкие и читаемые. Они примерно одинаковые по высоте и ширине, имеют параллельные линии. Само по себе понятие "красивый почерк" очень субъективно и лучше ориентироваться на читаемость. Если ребенок пишет, как курица лапой, то это можно исправить.

Причины плохого почерка

Письмо — сложный процесс, требующий выполнения комплекса действий. Ребенок должен взять ручку в руку определенным образом и удерживать ее при выписывании сложных линий. Потребуется способность выделять устную речь из общего потока шума. Ребенок слышит звуки и переводит их в письменные знаки. Эти процессы протекают одновременно и требуют определенного развития мозга.

К первому классу дети должны полностью овладеть устной речью. Это касается звукопроизношения, грамматики, лексики. Ученик школы должен чисто произносить слова, правильно оформлять фразы и легко пересказывать простые тексты. Без сформированной устной речи ребенок не сможет научиться правильно писать. Он не будет распознавать звуки и правильно переводить их в буквы.

На формирование детского почерка влияет высокая скорость обучения в школе. Современные программы отводят минимум времени для чистописания. Для сравнения: еще лет 40-50 назад на освоение письма отводилось три года. Сейчас на это уходит меньше четверти. За такой срок навык не успевает сформироваться.

Еще один фактор — начало обучения. Каждый ребенок индивидуален и один готов учиться в 6,5 лет, другой — в 7,5 лет. Перед школой желательно получить консультацию психолога. Он проведет диагностику и определит степень готовности к школе. Для этого психолог проверяет уровень развития речи, мышления, памяти, внимания и других психических функций. На основе исследований специалист скажет, когда лучше отдать ребенка в школу. Иногда лучше подождать до достижения 7,5 лет. Это позволит психике дозреть.

Зачем исправлять почерк?

В цифровой век может показаться, что навык письма не имеет значения. Максимум, что делает современный человек рукой — ставит подпись. Сам процесс письма затрагивает разные отделы головного мозга. Улучшая навык можно повлиять на другие функции. Например, на развитие пространственного мышления.

Часто плохой почерк у ребенка является следствием плохой мелкой моторики. Ребенку сложно правильно удерживать ручку или карандаш в руке. Он с трудом проводит прямую линию или закрашивает область ровными штрихами. Мелкая моторика мешает выполнять бытовые задачи. Например, будет тяжело воткнуть нитку в иголку.

Красиво писать стоит ради получения удовольствия. Во многих странах каллиграфия стала отдельным искусством. Хорошо написанные буквы будут радовать ребенка. При желании можно усложнить задачу и научиться писать декоративные шрифты.

Разборчивый и понятный почерк является признаком всестороннего развития ребенка. Поэтому развитию навыка нужно уделять внимание. Для письма требуется максимальная сосредоточенность и выполнение комплекса действий. Это развивает самоконтроль и дисциплину.

Родители не всегда задаются вопросом почему у ребенка плохой почерк. Часть не считает нужным работать над улучшением навыка. В дальнейшем плохой почерк приведет к снижению оценок. Например, в ЕГЭ есть задания, где нужно подробно отвечать. Если ответ написан неразборчиво, то проверяющий снизит баллы. В итоге не получится поступить в университет.

Как начать писать красиво

Исправить почерк можно в любом возрасте. Только для этого потребуются регулярные занятия. Родители должны помогать ребенку преодолевать проблему. При должном упорстве результат не заставит себя ждать. Помимо занятий имеет значение рабочее пространство, мебель, ручка и тетрадь.
Как научить ребёнка говорить букву «К»

Учебное пространство

У школьника должно быть место для учебы. Оно хорошо освещено и в нем установлен жесткий стул со столом. Желательно чтобы в учебном пространстве ничто и никто не отвлекало ребенка. Если нет возможности выделить комнату, то можно сделать символические перегородки из ширм.

Если родители увидели плохой почерк у ребенка причины нарушения нужно определить сразу. От этого зависит выбор способов исправления навыка. Например, если у ребенка нет нормального стола и стула, то он не сможет сидеть с прямой спиной. Неправильная поза приводит к тому, что рука сильно нажимает на ручку и у букв не получится сделать правильный наклон.

Важный этап исправления почерка — обустройство рабочего места. Помимо мебели потребуется настольная лампа. Дневного света может быть недостаточно. Школьник должен хорошо видеть письменную работу на столе.

Положение тела

Сидеть за столом нужно с ровной спиной. Стопы упираются в пол или небольшой валик. Колени ставят на один уровень с бедрами. Нельзя наваливаться на стол или опираться на него. Между столешницей и животом сохраняют расстояние в 15 см.

Руки могут лежать на столе. Локоть пишущей руки нежелательно удерживать в воздухе. Иначе будет сложно что-то написать разборчиво.

Выработка правильного положения тела занимает время. Нужно уделять ей очень много внимания. Обычно учителя контролируют учеников. Дома это делают родители.

Мебель

Рабочий стол и стул подбирают с учетом роста ребенка. Горизонтальная поверхность должна быть твердой. Стол нельзя заставлять лишними предметами. Для написания текста потребуется только тетрадь и ручка. Остальное убирают со столешницы.

Принадлежности для письма

По разным причинам появляется плохой почерк у ребенка, как исправить его знают не все родители. Иногда дело в письменных принадлежностях. Ребенку покупают ручку тоньше указательного пальца. Иначе ее будет сложно удержать.

Некоторые учителя рекомендуют перьевые ручки в качестве первых инструментов. Делать ими плавные переходы удобно. Исправлять и устранять смазанные места сложно. Однако часть педагогов уверена, что начинать с перьевой ручки не стоит. Она не дает особенного эффекта.

Исправлять почерк начинают в тетради в узкую линейку. Она позволяет визуально контролировать ширину и высоту букв, степень наклона, тип соединения. Как только начнет получаться правильно писать - переходят на листы в широкую линейку.

Расположение тетради

Тетрадь кладут под наклоном. Левый угол касается края стола, а правый приподнят на 8 см. Потом тетрадь поднимают наверх. Такое расположение дает ребенку возможность быстро писать.

Моторика рук

Для выполнения тонких движений нужно делать упражнения. Варианты:

  • нанизывание бусин на нитку;
  • перебирание крупы и бобовых пальцами;
  • вылепливание фигур из пластилина и соленого теста;
  • рисование и раскрашивание;
  • манипулирование песком, слаймами, желе.

Заниматься нужно целый год. С помощью упражнений можно улучшить пальцевый захват и выработать тонкие движения. Полезно обводить рисунки по точкам, рисовать линии, вырезать фигуры из бумаги.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с физической активностью рук. Каждый день полезно выполнять пальчиковую гимнастику. Примеры упражнений:

  • имитирование пересыпания мелкой крупы между пальцами;
  • поочередное прикосновение большого пальца к другими;
  • сгибание и разгибание пальцев;
  • поглаживание кистей;
  • катание пальцами по столу любых предметов.

Пальчиковую гимнастику можно сопровождать стихами и песнями. Благодаря этому ребенок будет воспринимать происходящее игрой. Пальцами "гуляют" по столу, соединяют их между собой в фигуры, стучат по разным поверхностям.

Для улучшения почерка полезно давать ребенку прописи. Игры с су-джоком (мячиком с шипами), кинетическим песком будут развивать мелкую моторику. Постепенно почерк изменится и станет понятным.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113