Письмо — сложный процесс, требующий выполнения комплекса действий. Ребенок должен взять ручку в руку определенным образом и удерживать ее при выписывании сложных линий. Потребуется способность выделять устную речь из общего потока шума. Ребенок слышит звуки и переводит их в письменные знаки. Эти процессы протекают одновременно и требуют определенного развития мозга.
К первому классу дети должны полностью овладеть устной речью. Это касается звукопроизношения, грамматики, лексики. Ученик школы должен чисто произносить слова, правильно оформлять фразы и легко пересказывать простые тексты. Без сформированной устной речи ребенок не сможет научиться правильно писать. Он не будет распознавать звуки и правильно переводить их в буквы.
На формирование детского почерка влияет высокая скорость обучения в школе. Современные программы отводят минимум времени для чистописания. Для сравнения: еще лет 40-50 назад на освоение письма отводилось три года. Сейчас на это уходит меньше четверти. За такой срок навык не успевает сформироваться.
Еще один фактор — начало обучения. Каждый ребенок индивидуален и один готов учиться в 6,5 лет, другой — в 7,5 лет. Перед школой желательно получить консультацию психолога. Он проведет диагностику и определит степень готовности к школе. Для этого психолог проверяет уровень развития речи, мышления, памяти, внимания и других психических функций. На основе исследований специалист скажет, когда лучше отдать ребенка в школу. Иногда лучше подождать до достижения 7,5 лет. Это позволит психике дозреть.