постановка звуков у логопеда: какие этапы нужно пройти для гарантированного результата

"Здравствуйте, нам только букву поставить и все" – такой запрос в 80% случаев мы получаем от родителей.
Мы онлайн-школа логопедии Novator, успешно исправляем речевые дефекты в онлайн уже 2 года. В нашей команде 102 специалиста, они подарили красивую речь уже более 1700 детей! В конце статьи вы найдете подарок – подробный разбор причин безрезультатных занятий с логопедом. Очень не хотим, чтобы вы с таким столкнулись! А пока вернемся к этапам постановки звуков.
"Нам только букву поставить и все" – что вызывает нервный тик у логопедов от этого обращения?

Первое: ставят звук, а не букву. Звук – это то, что мы произносим, а буква – это то, что мы пишем. То есть на первое место выходит звук (с ним и работают логопеды), а буква – это как бы уже его отражение.

Второе: не получится только поставить и все. После постановки звука нужна автоматизация, об этом этапе далее подробно расскажем. Иначе постановка – это временная таблетка, и звук очень быстро исчезнет по-английски.

Третье: в этой фразе очень читается желание побыстрее избавиться от проблемы и принудить к этому ребенка. Но звукокоррекция – это кропотливая работа, от ребенка понадобятся усилия и желание, а от логопеда хорошая методика, подход и время.

Поставить звук – это комплекс процедур, постановка – это только один из этапов.


Далее в статье разберем все этапы звукокоррекции вместе с нашим учеником. Это Богдан, он пришел к нам с дефектами в свистящих и шипящих и прошел все этапы коррекции от диагностики до результата. Красивые и чистые звуки ему подарила наш логопед Анжела.
Вся работа по коррекции звука включает этапы:
Диагностика (первичный осмотр и консультация)

Подготовительный (работа с мышцами артикуляционного аппарата для принятия правильного артикуляционного уклада языка)

Постановка звука

Автоматизация (в слогах, словах, предложениях)
и введение звука в самостоятельную речь ребенка

1. Диагностика с логопедом

Логопед смотрит, как ребенок произносит звук, в чем ошибка. Например, звук может отсутствовать совсем или заменяться другим. Есть и другие дефекты наподобие звука "в нос" или горловых вариантов.

В примере Богдан именно искажал свистящие и шипящие, произносил с глухим эффектом или совсем опускал.
Конечно, помимо звука, логопед на диагностике смотрит общее состояние речи, работу мышц артикуляционного аппарата, строение и т.д. Все это влияет на будущий план коррекции.

Длительность около 30-40 минут. Если нужна повторная диагностика, то она обычно короче, занимает около 20 минут. После диагностики логопед составляет индивидуальную программу и начинается работа.

2. Подготовка артикуляционного аппарата

Это тренировка мышц артикуляции – готовимся к постановке. Включает в себя общие упражнения для разминки и целевые для конкретных звуков.

Например, целевой для Богдана являлась "Чашечка", ведь мы ставили звук Ш. В видео выше вы можете увидеть, как здорово она у него получалась! Общая разминка включала в себя упражнения для формирования сильной воздушной струи и артикуляционные упражнения для губ, щек, всех мышц языка. Например, "Блинчик", "Маятник", "Лопата", "Качели", "Заборчик" и др.

Сколько длится этап артикуляции: этот этап необходим на каждом занятии по коррекции, даже, когда звук уже будет поставлен. На каждом занятии длится около 10-20 минут. Например, Богдану понадобилось 5 занятий для тренировки артикуляции, прежде чем мы перешли к постановке. Также задания по артикуляции даются на дом, выполняются ежедневно по 5-15 минут.
Эффективна ли онлайн-логопедия?

3. Постановка звука

Казалось бы, вот он – ключевой этап :) Выбираем способ постановки: по подражанию, механический и смешанный. Это зависит от возможностей ребенка и строения речевого аппарата. Если он самостоятельно может повторить правильную артикуляционную позицию, то ставят по подражанию. Богдану мы ставили Ш по подражанию (от положения"Чашечка") без использования доп. средств.
Сколько длится этап постановки: если язычок хорошо подготовили на предыдущем этапе, то обычно это происходит быстро, занимает около 2-4 занятий, чтобы ребенок научился правильно и чисто произносить изолированный звук.


С Богданом мы поставили Ш за 4 занятия.

4. Автоматизация звука и введение в речь

Автоматизация вот на самом деле ключ к успеху! Это доведение звука до автоматизма после его постановки. По-простому: чтобы ребенок стал произносить его в речи "на автомате", как будто звук всегда и был.

«Автоматизация – это последовательный процесс введения правильного звука в речь».

Зачем нужна автоматизация? Если звук не закрепить, ребенок его просто забудет и снова начнет путать/заменять/пропускать в речи.
Сколько длится автоматизация: в среднем, от 4 до 10 занятий. Здесь все индивидуально, и так как работа ведется постепенно, у кого-то занимает больше времени, у кого-то меньше.

Нам с Богданом понадобилось 8 занятий для закрепления шипящих.
Вот такая на самом деле кропотливая работа у логопедов! А не "просто ставить букву"... мы хотим, чтобы вы знали, что происходит с ребенком на каждом этапе коррекции речи, чем он занимается и откуда берется результат. Ведь миллион таких случаев, когда приходят от логопеда со словами "результата не было", а все потому что звук просто не автоматизировали или халатно отнеслись к подготовке артикуляционного аппарата. Кстати, подробнее о том, почему занятия по постановке звуков могут быть неэффективными, мы сделали бонусный разбор и назвали 7 причин, читайте здесь.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент