Создать условия для становления навыков активного говорения у малыша способен не только специалист с логопедическим образованием, но и родители и ближайшее социальное окружение малыша. Достичь успеха в развитии навыков рассказывания и пересказа у ребенка можно с помощью таких правил, как:
1. Ежедневное общение с ребенком на самые разные темы. Родители должны общаться с малышом, отвечать на его вопросы, интересоваться его мнением по тем или иным вопросам. Во время визита в поликлинику, на прогулке, в общественном транспорте нужно уделять внимание ребенку, а не мобильному телефону.
2. Во время общения с ребенком родители должны предъявлять ему образцы правильного произношения и логического построения высказываний. От использования сложных слов и длинных конструкций лучше отказаться, ведь малыш их не поймет. Главный механизм, запускающий развитие коммуникативных способностей детей – подражание. В содержании рассказов о том, как прошел его день, ребенок будет, использовать те же фразы, которые он слышит от родителей.
3. Каждый день читать ребенку художественные тексты. При выборе книг важно учитывать интересы ребенка. Художественные тексты расширяют активный словарный запас дошкольника, учат его понимать переносное значение фраз и отдельных слов.
4. Иллюстрации в детских книжках можно использовать как дидактический материал для тренировки навыков свободного рассказывания. Если это действие вызывает у ребенка трудности, родители должны ему помочь.
5. Стимулировать у детей навыки сочинения можно, рассказывая им придуманные короткие истории. В качестве главного героя в таких рассказах может выступать сам ребенок. Увлекшись такой игрой, дошкольник начнет сам сочинять веселые небылицы.
6. Путешествовать с ребенком, бывать в самых разных местах. Новые впечатления и позитивные эмоции стимулируют у ребенка желание о них рассказывать. В поездке нужно сделать несколько ярких снимков, чтобы потом пересматривать их и предлагать ребенку вспомнить о том, где он побывал.
7. Нужно обращать внимание ребенка на разные свойства предметов окружающего мира. К примеру, когда родители с ребенком проходят мимо высокого дерева, можно спросить: «Как ты думаешь, что может быть таким же высоким, как этот дуб?» Подобные вопросы научат его сравнивать разные предметы, искать их сходство и различия. Запоминать сенсорные эталоны детям легче с помощью игр «Съедобное, несъедобное», «Твердое, мягкое», «Большое, маленькое».
Если перечисленные выше правила не пробуждают у малыша желание активно говорить, стоит записаться на консультацию к неврологу, психологу, логопеду, чтобы выяснить причины отстраненности и молчаливости.