Как развивать связную речь у детей

Развитию связной речи у детей дошкольного возраста педагоги и логопеды уделяют пристальное внимание, так как по уровню сформированности данного навыка судят о готовности ребенка к обучению. Эксперты рекомендуют записать ребенка 4-6 лет к логопеду на занятия по совершенствованию компонентов связной речи, даже если он правильно и четко выговаривает все звуки, не имеет неврологических диагнозов и интеллектуальных патологий.
умение самостоятельно составлять рассказы по нескольким сюжетным изображениям, пересказывать истории, знакомые сказки с сохранением верной последовательности событий;

умение четко отвечать на поставленный вопрос взрослого;

умение выражать эмоции, рассказывать о том, как прошел день;

умение по памяти рассказать, что было изображено на картинке;

умение придумывать несколько вариантов окончания сказки.

Критерии нормального развития связной речи

Основными критериями связной речи являются:
задание не вызвало у ребенка трудностей, он самостоятельно составил рассказ;

повествование было плавным, выразительным;

в детском варианте рассказа больше 5 предложений;

в речи ребенка нет лексико-грамматических ошибок;

при выполнении заданий малыш использовал фразы, в которых встречаются не только глаголы и существительные, но предлоги, союзы, наречия, прилагательные, числительные;

рассказ о любимой игрушке ребенка получился яркий, образный.

Как проверить степень развития связной речи у ребенка

Диагностика – важный этап в работы по развитию навыков связной речи у дошкольников. Проверить степень развития данных навыков можно в непринужденной комфортной обстановке с помощью игровых заданий:

1. Предложить малышу поиграть в игру «Сказочник». Нужно поставить перед малышом его любимую игрушку и показать картинку с изображением природы или городского пейзажа. Ребенку предлагается придумать сказку о том, как персонаж отправился путешествовать.

2. Предложить ребенку помочь его любимому герою восстановить верную последовательность событий. Для этого задания нужно подготовить несколько картинок, на которых изображен какой-нибудь случай из жизни.

3. Предложить малышу описать свою самую любимую игрушку. Если задание вызывает трудности, можно задать ему вопросы.

4. Дважды прочитать ребенку короткий художественный текст и попросить его пересказать. с таким заданием дети старшего дошкольного возраста без отклонений в речевом развитии должны справиться без посторонней помощи.

Проверка у дошкольника уровня развития компонентов связной речи должна быть организована так, чтобы малыш даже не догадался, что родитель его оценивает. Во время выполнения тестовых заданий не стоит исправлять ошибки малыша, делать замечания и подсказывать ему верные решения. На высокий уровень развития связной речи указывают такие критерии, как:

Что тормозит развитие компонентов связной речи

Становление речевых компонентов у каждого ребенка идет по индивидуальной траектории. На этот процесс влияют многие факторы. Главными причинами медленного становления навыков связного рассказывания являются:

1. Патологии беременности. Дефекты речи и медленный темп формирования навыков пересказа могут быть следствием сильного токсикоза в первом триместре беременности, перенесении женщиной инфекционных заболеваний.

2. К аномалиям речевого развития приводят гипоксия, асфиксия, родовые травмы.

3. Механическое повреждение черепа в период младенчества.

4. Ребенок в 5 лет имеет логопедические диагнозы. Дети с логопедическими диагнозами испытывают трудности в общении со сверстниками, не справляются с простыми дидактическими заданиями, связанными с умением говорить, отвечать на вопросы, пересказывать.

5. Ошибки воспитания. Если родители ограничивают социальные контакты малыша, у него не будет возникать потребности в общении и выражении собственных мыслей. Дефицит книжек и совместных игр с родителями тормозит усваивание детьми лексико-грамматической основы предложений. В условиях отстраненности и эмоциональной холодности родителей.
8 речевых проблем, которые нужно решить до школы

Что тормозит развитие компонентов связной речи

Создать условия для становления навыков активного говорения у малыша способен не только специалист с логопедическим образованием, но и родители и ближайшее социальное окружение малыша. Достичь успеха в развитии навыков рассказывания и пересказа у ребенка можно с помощью таких правил, как:

1. Ежедневное общение с ребенком на самые разные темы. Родители должны общаться с малышом, отвечать на его вопросы, интересоваться его мнением по тем или иным вопросам. Во время визита в поликлинику, на прогулке, в общественном транспорте нужно уделять внимание ребенку, а не мобильному телефону.

2. Во время общения с ребенком родители должны предъявлять ему образцы правильного произношения и логического построения высказываний. От использования сложных слов и длинных конструкций лучше отказаться, ведь малыш их не поймет. Главный механизм, запускающий развитие коммуникативных способностей детей – подражание. В содержании рассказов о том, как прошел его день, ребенок будет, использовать те же фразы, которые он слышит от родителей.

3. Каждый день читать ребенку художественные тексты. При выборе книг важно учитывать интересы ребенка. Художественные тексты расширяют активный словарный запас дошкольника, учат его понимать переносное значение фраз и отдельных слов.

4. Иллюстрации в детских книжках можно использовать как дидактический материал для тренировки навыков свободного рассказывания. Если это действие вызывает у ребенка трудности, родители должны ему помочь.

5. Стимулировать у детей навыки сочинения можно, рассказывая им придуманные короткие истории. В качестве главного героя в таких рассказах может выступать сам ребенок. Увлекшись такой игрой, дошкольник начнет сам сочинять веселые небылицы.

6. Путешествовать с ребенком, бывать в самых разных местах. Новые впечатления и позитивные эмоции стимулируют у ребенка желание о них рассказывать. В поездке нужно сделать несколько ярких снимков, чтобы потом пересматривать их и предлагать ребенку вспомнить о том, где он побывал.

7. Нужно обращать внимание ребенка на разные свойства предметов окружающего мира. К примеру, когда родители с ребенком проходят мимо высокого дерева, можно спросить: «Как ты думаешь, что может быть таким же высоким, как этот дуб?» Подобные вопросы научат его сравнивать разные предметы, искать их сходство и различия. Запоминать сенсорные эталоны детям легче с помощью игр «Съедобное, несъедобное», «Твердое, мягкое», «Большое, маленькое».

Если перечисленные выше правила не пробуждают у малыша желание активно говорить, стоит записаться на консультацию к неврологу, психологу, логопеду, чтобы выяснить причины отстраненности и молчаливости.
в период с рождения до трех месяцев малыш осваивает произношение гласных звуков;

в период с 3 до 6 месяцев речь малыша становится разнообразнее, появляется смех;

в период с 6 до 9 месяцев малыш учится произносить первые слоги и повторять их, пытаясь подражать речи взрослых;

к году дети произносят первые слова, выполняют простую словесную инструкцию взрослого;

в возрасте 1-2 лет дети учатся взаимодействовать с окружающими с помощью речи;

в период с 2 до 3 лет происходит формирование фразовой речи;

в период с 3 до 4 лет дети включают в речь предложения, состоящие из 5-6 слов, при этом они задают множество вопросов;

в 4-5 лет появляются первые признаки становления навыков связной речи в виде пересказа, эмоционального повествования, развернутых ответов на вопросы взрослого;

к 6-7 годам высказывания ребенка становятся четкими, стройными, логичными, грамматически правильными.

Закономерности речевого развития в онтогенезе

Предпосылки к формированию речевых навыков закладываются еще во время внутриутробного развития. К речи окружающих малыш проявляет интерес с первых месяцев. На каждой стадии онтогенеза происходит формирование речевых компонентов:

Как развивать компоненты речи у детей с логопедическими проблемами

Для пациентов с логопедическими диагнозами рекомендуют использовать специальные методики. Связную речь помогут сформировать:

  • методика постановки правильного речевого дыхания;
  • методика тренировки звукового восприятия и фонематического слуха;
  • методика развития силы голоса.

Эффективные способы формирования речи

Опыт работы логопедов онлайн-школы Novator свидетельствует о том, что занятия на связную речь должны включать в себя:

  • использование красочной наглядности на занятиях, которые проходят в игровой форме;
  • вовлечение детей в театрализованную деятельность;
  • использование дидактических игр.
развитие музыкального слуха влечет за собой созревание речевых центров, поэтому в повседневную жизнь детей нужно включать прослушивание музыки и пение детских песенок;

развитию компонентов связной речи способствуют упражнения, направленные на тренировку мелкой моторики рук;

базовым условием возникновения у ребенка желания разговаривать со взрослым является доверие к нему и эмоциональный контакт с ним;

непосредственным условием возникновения у малыша фразовой и диалогической речи является вовлечение его в социальное взаимодействие со сверстниками.

Факты о детском речевом развитии

Понять механизм становления навыков связного рассказывания у детей помогут факты о речевом развитии дошкольников:

Рекомендации родителям от логопеда

Для ускорения речевого развития стоит прислушаться к советам логопедов:

1. Начинать развивать речь следует не в старшем дошкольном возрасте, а гораздо раньше. С первых дней ежедневное общение родителей с малышом формирует у него предпосылки для развития речевых центров.

2. Формированию компонентов речи способствует физическая активность ребенка. Это означает, что с малышом нужно больше гулять, играть в подвижные игры.

3. Развитию речевых и коммуникативных навыков способствует мелкая моторика. Это значит, что для формирования у ребенка умения пересказывать тексты, делиться впечатлениями о том или ином событии, нужно предлагать ему такие виды деятельности, как рисование, конструирование, аппликация, лепка.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент