Что делать, если ребенок не хочет заниматься с логопедом?

Успех логопедических занятий зависит от готовности ребенка взаимодействовать со специалистом. Однако не все дети с удовольствием выполняют задания и упражнения, предложенные логопедом. Что делать, если ребенок не хочет заниматься с логопедом?

Все дети разные

Если ребенок отказывается заниматься, дело в его психологических установках. В силу возрастных особенностей, малыши еще не способны самостоятельно формировать отношение к той или иной деятельности. Как правило, им нравятся те занятия, которые одобряют и поощряют их родители. Другими словами, если малыш говорит о том, что ему не нравится заниматься с логопедом, вероятно, родители слишком серьезно относятся к занятиям, забывают хвалить малыша и эмоционально реагировать на его успехи.

На критические замечания и наказания за речевые ошибки дети реагируют очень болезненно. Ругать малыша за нечеткое произношение нельзя, ведь он не специально искажает слова. Нужно время для укрепления артикуляционных мышц и автоматизации звуков.

Следует помнить, что дошкольники чутко реагируют на эмоциональный настрой родителей. Если мама торопит малыша, забирая его из детского сада, раздраженно приговаривая: «Как я устала на работе! А сегодня еще и логопед!» – не стоит удивляться, что малыш будет капризничать и отказываться от занятия.

Все малыши разные. Индивидуальные особенности ребенка родители знают лучше, чем кто-либо другой. Поэтому задача родителей – сформировать у ребенка мотивацию к занятиям с логопедом и исправлению речевых дефектов.

Что говорит ребенок

Чтобы выяснить истинную причину, по которой ребенок отказывается заниматься с логопедом, стоит внимательно прислушаться к тому, что он говорит. Это поможет понять, что нужно сделать, чтобы мотивировать дошкольника на выполнение коррекционно-развивающих заданий.

Если ребенок на вопрос о том, почему ему не хочется заниматься с логопедом, говорит, что он устал, стоит оптимизировать расписание. Многие дошкольники кроме детского сада посещают кружки и секции, поэтому к вечеру они действительно устают. Физическое переутомление приводит к тому, что ребенок не хочет ходить к логопеду. Отличным вариантом в такой ситуации станет работа со специалистом в онлайн режиме.

Если ребенок жалуется на то, что у него не получается правильно выполнять упражнения, ему нужно рассказать о том, что трудно только в начале. Стимулом для таких детей должно стать поощрение за старание на занятиях с логопедом.

Особенно тяжело даются первые занятия с логопедом детям, имеющим интеллектуальные отклонения. Это обусловлено тем, что им не нравится преодолевать трудности. Во время адаптационного периода родители должны быть настойчивыми, сдержанными и целеустремленными. Нельзя поддаваться на манипуляции ребенка. Важно понимать, что решить проблему без ежедневных занятий дома невозможно.

Застенчивым детям требуется много времени, чтобы привыкнуть к новым людям. Если ребенок говорит, что он боится логопеда или стесняется выполнять артикуляционные упражнения, начинает капризничать, нужно подробно рассказать малышу о специфике работы логопеда и методах, которые он использует для формирования красивой речи у детей.

Заниматься регулярно и в определенное время

Залогом успешности в преодолении у малыша нежелания заниматься с логопедом является регулярность занятий. Коррекционно-развивающие занятия следует проводить систематически в соответствии с четким расписанием. Зная, в какой день и в какое время состоится занятие, ребенку будет легче настроиться на работу со специалистом. Для него просьба родителей отложить игрушки и сесть за стол не станет неприятной неожиданностью. Логопедические занятия в формате онлайн должны стать одним из режимных моментов.

Желательно не допускать пропуска занятий. Иначе малыш будет воспринимать их как необязательную деятельность, поэтому начнет манипулировать взрослыми, придумывая различные поводы для отмены встречи со специалистом.
Кто такой логопед: образование, обязанности, методы работы
развития мелкой моторики малыша;

совершенствования его фонематического слуха;

тренировки произвольного внимания;

развития зрительной и слуховой памяти.

Сделайте занятия интересными

Арсенал методов, используемых логопедом на занятии, огромен. Специалист не только занимается постановкой звуков, но и создает условия для:
Настольный театр, задания на конструирование и моделирование, графические диктанты – все это превращает процесс речевого и когнитивного развития в увлекательную игру.

Для автоматизации правильного звукопроизношения и тренировки артикуляционных мышц, логопед дает ребенку домашние задания. Так как в период дошкольного детства ведущей деятельностью детей является игра, выполнение логопедических упражнений, рекомендованных специалистом, нужно превратить в увлекательную игру. Формирование навыков правильной речи будет идти интенсивнее, если родители станут активными участниками логопедических игр. Например, родители могут соревноваться с ребенком, предложить ему роль эксперта по развитию речи и попросить его научить их делать артикуляционную гимнастику.

При выполнении домашних заданий можно использовать сюжетно-ролевые игры с участием различных сказочных персонажей и любимых героев мультфильмов. Стимулировать познавательный интерес позволяют эксперименты, опыты, в ходе которых малыш удивляется, получает новую информацию о знакомых вещах.
красочные наклейки с героями мультфильмов, которые любит смотреть малыш;

словесная похвала родителей;

подбадривание;

бумажные звездочки или пятерки;

картонные смайлики;

воздушные шарики;

маленькие игрушки;

любимые лакомства ребенка.

Используйте поощрения

Важный компонент в обучении – система поощрений. Похвала родителей, небольшие подарки и сюрпризы стимулируют ребенка внимательно слушать педагога, выполнять требования, быть внимательным. В качестве поощрений можно использовать:
Поощрение и положительная оценка стараний ребенка – стимул для его новых усилий и достижений.

Излишняя требовательность

Излишняя строгость и требовательность родителей не способствуют повышению результативности логопедических занятий. На первоначальном этапе коррекции, заметив небольшую положительную динамику, родители требуют от малыша четкого произношения всех звуков, повторения сложных фраз и длинных предложений. Однако ребенок не готов к таким заданиям, поэтому на подобные просьбы взрослых он отреагирует негативно. Слишком требовательные и амбициозные родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается разговаривать и выполнять даже простые задания.

Настаивать на повторении слов или целых фраз можно, когда ребенок увлечен какой-то деятельностью: конструированием, сюжетно-ролевой игрой, аппликацией, рисованием. Творческая и игровая деятельность обладают огромным потенциалом для развития звукоподражания. При этом взрослый должен демонстрировать образцовое произношение и помогать ребенку при возникновении у него затруднений: подсказывать первые слова предложения, делать паузу в середине фразы, предоставляя ребенку возможность продолжить ее.

Таким образом, чтобы у ребенка появился интерес к занятиям с логопедом, он должен ими заинтересоваться. Специалисты школы Novator используют разнообразные методы, красочный наглядный материал, творческие задания и игры, что способствует поддержанию высокого уровня активности ребенка во время онлайн-занятия. Задача родителей – создать дома благоприятные условия для выполнения заданий и ежедневной артикуляционной тренировки.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент