Как научить ребенка говорить букву «Ц»

В норме вся группа свистящих звуков и «Ц» появляется к 3-4 годам.

Если малышу уже 4, а фонемы так и не получаются или же произносятся искаженно – это считается нарушением звукопроизношения и определяется как сигматизм (если проблема только в артикуляции) или парасигматизм (если звуки начинают заменяться другими, например, Ш, Ж, Щ или ТЬ, Ф и т.д.). Тогда необходимо начинать коррекцию самостоятельно или с логопедом.

Есть несколько методов, благодаря которым можно научить ребенка произносить букву «Ц»:
Объясните правильное произношение. Покажите ребенку правильную артикуляцию свистящего звука «Ц». Уделяйте внимание положению языка и губ. Обратите внимание на то, что произношение буквы «Ц» сопровождается соприкосновением кончика языка с верхними зубами.

Рассматривайте карточки с изображениями предметов. Попросите ребенка назвать предметы, на которых изображены предметы с буквой «Ц».

Повторение и игры. Используйте игры, загадки и песни, в которых присутствует буква «Ц». Ребенка будет легче увлечь обучением, если занятия будут в игровой форме.

Правильная артикуляция буквы «Ц»

В процессе артикуляции буквы «Ц» кончик языка поднимается к верхним зубам, и контактирует с ними. При этом происходит выдох воздуха, а звук возникает из-за того, что воздух проходит через узкое отверстие между кончиком языка и зубами.

При артикуляции буквы «Ц» рот должен слегка приоткрыться, язык находится в верхней части рта у основания верхних зубов. Во время повторения этого звука не должно быть никаких вибраций гортани. Важно при произношении звука «Ц», уделить внимание положению языка и губ, а также постоянно практиковаться в произношении слов и фраз для улучшения артикуляции.
Замена на другой звук. Например, замена звука «Ц» на звук «Т» («солнтса» вместо «солнце»).

Пропуск звука. Это когда опускают звук «Ц» в словах (или могут его вообще не произносить).

Искажение звука. Некоторые могут искажать звук «Ц», сделать его нечетким или издать звук, который не соответствует правильному.

Неправильное положение языка. Некоторые могут помещать язык не в верхнюю часть рта, а в другое место, что приводит к неправильной артикуляции.

Виды неправильного произношения звука «Ц»

Неправильное произношение звука «Ц»:
Упражнения с языком. Попросите ребенка, тренирующегося в произношении звука «Ц», выполнить определенные упражнения с языком, например, касание кончиком языка верхних зубов и удержание его в этом положении.

Практикуйте звук в словах. Используйте слова, в которых есть звук «Ц», просите ребенка произносить их медленно и четко. Можно начать с простых слов, а затем перейти к более сложным.

Работа над дыханием. Звук «Ц» возникает в результате выдыхания воздуха, необходимо практиковаться произносить звук на выдохе.

От стечения Т и С. Быстро произносим ТС вместе, с сильным выдохом. Далее пробуем коротко и громко произнести АТС.

С механической помощью. Ватной палочкой или ложкой прижимаем кончик языка за нижними зубами, получается положение «горочка». Просим ребенка с сильным выдохом произнести ТА, прижимаем кончик чуть ниже, получается Ц.

Способы постановки звука «Ц»

Постановка звука «Ц» требует правильной артикуляции. Вот несколько способов постановки этого звука, которые могут помочь:
Логопед может предложить технику наиболее подходящую именно для вашего ребенка, так можно значительно быстрее улучшить артикуляцию звука «Ц».
Ребёнок не шипит. Всё о постановке звука «Ш»

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата, улучшение артикуляции звука и коррекцию результатов произношения. Перечислим некоторые примеры артикуляционных упражнений для Ц: Улыбка, Трубочка, далее их чередование, Горка, Лопаточка, Футбол, Чистим зубки, Непослушный язычок (похлопывания). Артикуляционная гимнастика может быть частью комплексной программы логопедической коррекции. Регулярные занятия и практика помогают улучшить произношение и артикуляцию звука.
Круговые движения языка. Старайтесь медленно делать круговые движения внутри рта, делать это надо как можно ближе к деснам. Сначала по часовой стрелке, потом против.

Касание кончиком языка верхних зубов. Постарайтесь прикоснуться кончиком языка к верхним зубам. Повторите это действие несколько раз.

Движение языка вверх и вниз. Поднимите язык вверх, к верхней части неба, а затем опустите его обратно. Повторите несколько раз.

Работа языком снаружи. Подержите язык на губах, пытаетесь дотянуться до носа, подбородка, щек и других частей лица.

Упражнения для языка

Упражнения для развития мышц языка, его гибкости могут быть полезны для улучшения артикуляции и улучшения речи. Вот несколько упражнений, которые можно использовать для тренировки языка:
Упражнения на улыбку. Улыбнитесь, как можно шире, и задержите улыбку на несколько секунд, затем расслабьте губы. Повторите несколько раз.

Сжимание и разжимание губ. Сожмите губы вместе, а затем разведите их в форме улыбки. Повторяйте несколько раз.

Язык «Фишка». Вытяните язык и прижмите его к верхним губам. Затем произнесите тонкий звук «ф». Это помогает тренировать губы.

Дыхательные упражнения. Надуйте губы так, чтобы они были как у утки. Держите губы в таком положении и медленно выпускайте воздух.

Упражнения для губ

Упражнения для губ – это контроль и гибкость лицевых мышц, что полезно для улучшения произношения и артикуляции звука. Вот несколько упражнений:
Важно выполнять упражнения регулярно для получения наилучших результатов.
Упражнения при медленном выдохе. Глубоко вдохните через нос, затем медленно выдыхайте через рот. Постарайтесь сделать выдох как можно более долгим и равномерным. Повторяйте несколько раз.

Выдохните со звуком «ф». Вдохните воздух через нос, а затем медленно выдохните через рот, произнесите звук «ф». Продолжайте продлевать продолжительность звука «ф» настолько, насколько это возможно, сохраняя его длительность.

Работа с фразами. Произнесите фразу или предложение, затем еще раз, но медленно и равномерно выдыхайте ее, сохраняя ясность и силу голоса.

Использование свечей. Старайтесь выдыхать в направлении пламени свечи так, чтобы она не гасла. Это помогает контролировать выдох и укреплять выдыхающие мышцы.

Упражнения для развития выдоха

Упражнения для развития речевого выдоха позволяют улучшить контроль над дыханием и могут быть использованы для улучшения дикции, четкого произношения звуков и выносливости голосовых связок. Вот несколько упражнений:
Повествования историй. Попросите ребенка рассказать историю или описать что-то разными словами, включающими звук «Ц». Это поможет ему услышать и привыкнуть к звуку.

Игр с карточками. Сделайте карточки с картинками предметов, название которых начинается с «Ц» (например, цветок, цирк, цапля). Пусть ребенок показывает картинку и произносит слово.

Использования аудиоматериалов. Прослушивание аудиозаписей с соответствующим произношением звука «Ц» может помочь ребенку услышать и запомнить правильный звук.

Пословиц и скороговорок. Игры, где ребенок повторяет пословицы, скороговорки или короткие фразы со звуком «Ц», чтобы закрепить произношение, также помогают быстрой автоматизации.

Поиска слов. Поставьте перед ребенком задачу находить слова со звуком «Ц» в обычном порядке (названия предметов, улиц, брендов и т. д.).

Рекомендации по автоматизации звука «Ц»

Для автоматизации звука «Ц» можно использовать различные рисунки и игры, направленные на образное мышление и правильное произношение этого звука. Автоматизировать звук можно с помощью:
Акцент на слуховом восприятии. Проводите игры, которые развивают слуховое восприятие. Это может быть упражнение на различение звуков, прослушивание мелодий и т.д.

Работайте над фонетикой. Помогайте детям различать звуки речи. Используйте игры, где нужно произносить слова, начинающиеся с текущего звука, или сравнивать слова с другими звуками.

Использование речевых упражнений. Упражнения по произношению слов и звуков, таких как скороговорки, песенки, игры с буквами, помогают развивать моторику речи и помогают ребенку лучше различать звуки.

Что нужно делать на этапе дифференциации

Когда получилось автоматизировать звук, не забудьте про дифференциацию. Этап дифференциации – это важный этап формирования речи, на котором ребенок начинает различать похожие между собой звуки, что является необходимым для красивой чистой речи. Вот некоторые советы для помощи на этом этапе:
У каждого ребенка могут возникнуть трудности с произношением звука. Отслеживайте особенности речи ребенка и помогайте в тех областях, где он испытывает сложности.

Сделайте процесс обучения интересным и увлекательным. Используйте игры, игрушки, книги с яркими картинками для стимулирования интереса к звукам и словам.

Как долго нужно заниматься постановкой звука «Ц»

Скорость работы может определяться в зависимости от особенностей ребенка, его возраста, уровня развития и мотивации. Нет четких временных рамок для освоения звука, так как каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Но, в среднем, при нормотипичном развитии звук с логопедом ставится за 2-6 занятий, а автоматизируется за 8 уроков.

Основной фактор достижения качественного результата – это регулярные тренировки. Важно включать упражнения, игры и задания в ежедневный график, чтобы ребенок мог постепенно улучшать свое произношение и восприятие звука.

Поощряйте ребенка за его старание и постепенные успехи в улучшении произношения звука «Ц». Если возникают проблемы с произношением, рекомендуется обратиться к логопеду.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113