Как научить ребенка читать

Многие родители спрашивают: «Как научить ребенка читать?» Специалисты по раннему развитию детей не рекомендуют учить детей читать в домашних условиях раньше, чем им исполнится 4 года. Целесообразно начинать обучение детей чтению в 5-6 лет. Но перед этим необходимо убедиться, что малыш готов к новому виду деятельности.
ребенок прекрасно ориентируется в пространстве и времени, понимает значение пространственных предлогов;

у дошкольника сформированы основные мыслительные операции, он умеет сравнивать предметы по форме и размеру, находить их сходства и различия, классифицировать предметы на группы по заданным признакам;

малыш воспринимает словесную инструкцию взрослого, состоящую из 3х действий, и безошибочно поэтапно выполняет задание;

речь дошкольника четкая и соответствует возрастным нормам развития, он выговаривает все звуки родного языка;

фонематический слух у дошкольника развит, он дифференцирует схожие звуки, безошибочно воспроизводит слоговые цепочки по инструкции взрослого;

у ребенка развита связная речь, он верно строит предложения, логично выражает собственные мысли;

ребенок умеет внимательно слушать устные инструкции взрослого и выполнять задания в соответствии с ними;

ребенок может пересказать художественный текст, состоящий из 5-7 предложений, составить рассказ по нескольким опорным картинкам;

дошкольник умеет инициировать и поддерживать диалог;

у ребенка развит познавательный интерес, его привлекают книги, буквы, игры со словами;

дошкольнику нравится слушать сказки, рассматривать картинки в тексте, отвечать на вопросы взрослого о прочитанном.

Как понять, готов ли ребёнок учиться читать

Определить степень готовности дошкольника к занятиям по обучению чтению можно с помощью следующих критериев:

Методики обучения чтению

Чтобы научить дошкольника читать по слогам, нужно превратить занятия в увлекательную игру. Так как правильно научить читать может только педагог, лучше доверить это профессионалам онлайн-школы NOVATOR. Основными методиками, с помощью которых дети быстро запоминают принципы образования слогов, являются:

1. Методика Зайцева. Она представляет собой набор кубиков с буквами и слогами. В процессе игры ребенок составляет из них слова. Достоинством игрового набора является то, что грани кубиков имеют разный цвет. Кроме того, они отличаются по размеру. Это помогает малышам научиться различать звонкие, глухие, согласные и гласные звуки. Как показывает практика, ребенок хорошо запоминает принципы словообразования, если педагог вместе с ним пропевает слоги.
Рисунок 1 – Так как легко научить читать можно только с помощью слогов, рекомендуется на первом этапе занятий использовать разные по цвету и размеру кубики, на которых написаны слоги.
2. Методика «Теремки» Воскобовича. В данный дидактический набор входят кубики и коробочки с буквами. Ребенку предлагают составлять простые слоги, вкладывая в коробочку тот или другой кубик. Взрослый помогает ребенку из нескольких коробочек составить слова.
Рисунок 2 – Набор кубиков и коробочек, с помощью которого дети дошкольного возраста быстро запоминают алфавит и учатся читать.
3. Методика Воскобовича в виде иллюстрированной книжки «Складушки». Это пособие напоминает букварь. В нем есть не только дидактический материал, необходимый для организации занятий с дошкольниками по обучению их чтению, но и короткие стихи, сюжетные рассказы, веселые песенки. Красочные иллюстрации облегчают восприятие учебного материала.
Рисунок 3 – Страница из книги Воскобовича. Регулярно выполняя упражнения под руководством педагога, дети 5-6 лет могут на этой методике научиться читать за месяц.
4. Методика Домана. В состав методики входят карточки с изображениями предметов и подписями к ним, так как научить ребенка быстро читать – это, по мнению автора, учить его воспринимать слово целиком, а не по частям. Начинать рекомендуется с простых слов, постепенно переходя к сложным. Взрослый показывает ребенку карточку на короткое время и проговаривает слово на ней. Постепенно малыш запоминает графические начертания букв и их сочетания. Кроме того, одновременное предъявление слова и предмета способствует формированию ассоциативного мышления.
Рисунок 4 – Карточки методики Домана не только учат малыша читать, но и развивают его зрительную память, расширяют словарный запас.
5. Методика Монтессори. Дидактический материал этой методики включает в себя карточки с рельефными буквами. Такой набор карточек можно изготовить самостоятельно из бархатного картона, пайеток и других декоративных материалов. Ребенку предлагается обводить пальцем буквы, а затем произносить их. Такой алгоритм работы обеспечивает прочное усвоение букв и соотнесение их графического изображения с правильным звучанием. Когда все фонемы изучены, можно переходить к слогам, словам и предложениям.
Рисунок 5 – Способ обучения чтению, разработанный М. Монтессори, стимулирует когнитивные процессы и мелкую моторику. Это обеспечивает качественную подготовку ребенка к школе.
возраста ребенка;

преобладающего типа восприятия у дошкольника;

индивидуальных интересов и склонностей ребенка;

физиологической зрелости нервной системы и головного мозга;

наличия или отсутствия неврологических диагнозов.
Так как все дети разные, выбирать оптимальную методику обучения чтению нужно с учетом:
Что делать, если ребёнок не хочет читать

Чтение по слогам

Прочитывать слова по слогам дошкольник может только в том случае, если он понимает разницу между гласными и согласными звуками, умеет различать глухие и звонкие фонемы.

Сначала нужно научить его читать слова, состоящие из одинаковых слогов. Постепенно состав слов нужно усложнять. Чтобы ребенок научился объединять слоги в слова, фонемы надо пропевать.

Опытные педагоги используют на занятиях слоговые таблицы и карточки с буквенными сочетаниями. Формирование читательского навыка идет продуктивнее, если предоставить ребенку возможность самостоятельно составлять из карточек слова.
упражнения на формирование умения различать графическое начертание букв русского языка;

упражнения, направленные на тренировку правильного написания букв;

упражнение на беглое прочитывание слогов и объединение их в слова;

упражнение на тренировку навыков безошибочного написания слов из 2-3 слогов;

упражнения, где ребенку требуется на буквенном поле найти спрятанные слова.

Упражнения для обучения чтению

Важным условием обучения чтению является систематичность занятий и качественное выполнение упражнений:

Чтение книги вслух

На этапе подготовки к 1 классу ребенка важно научить читать вслух. Это нужно для:

  • развитие умения оперативно обрабатывать текстовый материал;
  • запоминания правильного звучания слогов;
  • формирование навыка выразительного чтения.

Советы родителям

Чтобы научить дошкольника читать надо:

1. Перед началом занятий по обучению чтению нужно убедиться, что дошкольник научился правильно выговаривать все звуки. Если какие-то фонемы он произносит искаженно или пропускает в речи, нужно записаться к логопеду.

2. Составить расписание занятий и строго соблюдать график. Для достижения положительного результата важны регулярные тренировки.

3. Организовать занятия в форме игры. Разнообразие игровых приемов стимулирует у ребенка познавательный интерес. Игры со слогами и словами нужно чередовать с пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, лепкой, рисованием.

4. Словесная инструкция взрослого должна быть короткой. Длинные фразы дошкольникам воспринимать сложно.

5. В обучении чтению нужно идти от простого материала к сложному. Последовательность – залог успеха и сохранения у ребенка интереса к книгам.

6. Не стоит ругать ребенка за ошибки. Лучше хвалить его за успехи и старание. Похвала стимулирует у детей желание предпринимать новые попытки, а порицание снижает самооценку.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте можно начинать обучение детей чтению. Но при этом важно принимать в учет не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Некоторые дети в этом возрасте еще не способны концентрироваться на поставленной задаче, поэтому формирование навыка слогового чтения у них идет долго. Стоит запастись терпением и хвалить ребенка даже за небольшое продвижение вперед.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113