Как научить ребенка говорить в домашних условиях

В 2 года ребенок должен использовать в речи простые фразы. До этого он произносит отдельные слова: мама, папа, баба, дай и т. п. К трем годам малыш начинает говорить развернутыми предложениями, задавать вопросы и активно изучать мир. Родители могут помочь в освоении словесной речи.

Как научить ребенка говорить?

С первого дня жизни младенец начинает знакомиться с окружающим миром. Он реагирует на звуки, шум, свет, цвета и другие раздражители. Примерно к 5-6 месяцам жизни ребенок четко разделяет родителей и незнакомых людей. Он может улыбаться на голос матери, искать взглядом взрослых и плачем привлекать их внимание.

Чтобы научить ребенка разговаривать занимайтесь с ним с первого дня жизни. Пойте песни и колыбельные, читайте сказки, устраивайте импровизированные театральные представления. Подойдут любые рассказы об окружающем мире. Например, ребенку описывают обстановку вокруг или делятся планами на ближайшее время. Чем чаще малыш видит и слышит речь, тем быстрее он начнет пытаться повторить за взрослым.

В норме младенец видит лицо взрослого, слышит его речь и учится выделять ее из фонового шума. Он рассматривает маму или папу, фиксирует движения губ и пытается их скопировать. Так ребенок учится произносить простые звуки и слоги, которые превращаются в слова.

Когда малыш подрастет задача родителей разговаривать с ним как можно больше. Можно читать книги, петь песни и изучать окружающий мир. Логопеды рекомендуют не использовать упрощенные слова, например, "бибика" вместо "машина" или "авав" вместо "собаки". Нужно использовать полные литературные формы.

Этапы развития речи

Процесс овладения речью происходит в несколько этапов. Каждый связан с развитием определенных зон головного мозга. По мере роста речь малыша совершенствуется и усложняется.

Как развивается речь ребенка до года?

На этом этапе ребенок первые полгода жизни использует крик и гуление. Это негромкие цепочки звуков или слогов. Обычно это гласные, иногда с добавлением согласных. В четыре месяца ребенок способен воспроизводить "свирель": цепочку звуков с постепенным нарастанием высоты. Гуление носит спонтанный характер и часто появляется в присутствии родителей.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает лепетать. Для этого этапа характерно произношение цепочек слогов: та-та-та-та-та, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па-па. Ближе к девяти месяцам малыш способен повторять интонацию за взрослым и использовать лепет для обозначения предметов.

Доречевой период важен для накопления пассивного словаря. В игре с ребенком взрослый должен озвучивать свои действия и описывать предметы. Можно использовать погремушки и музыкальные инструменты типа ксилофона.

Как развивается речь от 1 до 2 лет

В 11-12 месяцев ребенок произносит простые слова. Обычно они состоят из одинаковых слогов: мама, папа, баба, биби, тятя и других. В год появляются простые фразы: ляля на, мама дай, папа ням-ням. Малыш активно повторяет за взрослым и хорошо понимает инструкции. Он может принести вещь, положить предмет на стол или пол, выполнить действия.

Иногда первое слово ребенка появляется чуть позже. Например, в 1 год и 2 месяца. Это не критичная задержка развития.

Развитие речи от 2 до 3 лет

В этот период идет активное накопление пассивного словаря. Ребенок начинает усложнять фразы, использовать предлоги и местоимения. Он склоняет слова и изменяет их по временам, но может допускать ошибки.

В 2-3 года ребенок осознает себя как самостоятельную личность. Поэтому в его речи появляется местоимение "Я". Он может сказать: "Я хочу кушать".

В этом периоде должно настораживать использование мимики и жестов вместо слов. Если ребенок не хочет разговаривать, то это может быть признаком разных проблем. В этом случае нужна помощь специалиста.

В 3-4 года ребенок начинает произносить чисто все больше звуков. Его речь становится сложнее. Он начинает подробно отвечать на вопросы и стремится разговаривать со взрослыми и ровесниками. Может рассказывать небольшие стихи и тексты.

Развитие устной речи завершается в 5-6 лет. В этом возрасте дошкольник правильно произносит все звуки, в том числе [Р], [Л], [Рь], [Ль]. Он использует все части речи, рассказывает с выражением стихи и пересказывает рассказы. Может составить небольшой текст по картинкам.

Для каждого этапа развития речи допускаются небольшие отклонения. Например, если в 2 года и 2 месяца ребенок редко использует фразы стоит немного подождать. Возможно, что позже нервная система дозреет и речь придет в норму. Родителям нужно обязательно найти время для занятий с малышом. Можно петь, играть, читать сказки и гулять по разным местам. Это положительно влияет на развитие нервной системы.
Ребёнок не шипит. Всё о постановке звука «Ш»

Почему важно развивать речь?

Высшие психические функции связаны между собой. Речь влияет на воображение, внимание, память. Без нее невозможно развитие абстрактного мышления. Оно необходимо для понимания категорий времени и пространства.

Речь нужна для общения. Если ребенок не умеет разговаривать, то сверстники не будут брать его в игры. Проблемы возникнут на занятиях в детском саду. Воспитатели и другие педагоги не будут понимать дошкольника.

Без речи ребенок не сможет общаться с родителями. В итоге он будет использовать только один способ коммуникации: крик. Это приведет только к проблемам.

Задержка речевого развития может негативно сказаться на формировании навыка чтения и письма. Например, он будет писать слово так как слышит. Вместо "Гриб" — "Грип" или "Юбка" — "Йубка". Проблемы с письменной речью негативно сказываются на учебной деятельности.

Предупредить нарушения речи можно. Для этого родители должны заниматься с малышом с первого года жизни. При подозрении на проблемы стоит сразу обратиться к логопеду. Специалист проведет диагностику и определит, есть ли у ребенка проблемы.

Популярные способы развития речи

Помочь ребенку быстрее заговорить можно созданием правильной среды. Нужно часто и много говорить вслух. Взрослые должны описывать каждое свое действие и окружающий мир. Например, на прогулке рассказывать о разных видах цветов, деревьев, птиц, животных. Можно обсуждать с ребенком посещенные места.

Взрослого будет утомлять постоянное говорение, но эта работа помогает ребенку заговорить. Речь обязательно эмоционально окрашивают. Это пополняет словарный запас и учит разделять эмоции.

Важный момент в развитии — включение ребенка в диалог. Родители должны разговаривать с ним, задавать вопросы и давать ему отвечать. Даже если малыш плохо очень говорит, нужно поощрять его попытки. Иногда стоит игнорировать позывы объясниться жестами. Это будет стимулировать ребенка выражаться словесно.

Можно читать книги. Взрослому лучше сидеть напротив ребенка. Это позволит ему видеть движения рта. Малыш будет пытаться скопировать их.

Развитие речи в домашних условиях сопровождается физической активностью. Чем больше младенец двигается, тем более разнообразные ощущения он испытывает. Желательно давать ребенку качаться на качелях, кувыркаться на специальных спортивных снарядах, подтягиваться на невысоких турниках. Это стимулирует работу головного мозга.

Что может повлиять на развитие речи

Заранее сложно предсказать, как будет происходить детское развитие. О некоторых проблемах родители узнают постфактум. Например, о родовой травме или внутриутробной аномалии. В этом случае малыша с рождения должен наблюдать специалист.

Первый год жизни самый важный. Многие болезни оказывают критическое влияние на развитие. Например, менингит поражает головной мозг. После него страдает не только речь, но и все психические функции. Для предупреждения менингита используют вакцинацию.

Иногда причиной нарушения речи становится отит. Если он часто обостряется, то у ребенка снижается слух. Это негативно сказывается на восприятии речи.

Травмы головы, даже легкие, тоже приводят к негативным последствиям. Не каждое падение вызывает сотрясение мозга. Насторожиться стоит, если ребенок упал выше собственного роста или ударился обо что-то. При тошноте, рвоте и головной боли нужно срочно обратиться в больницу.

Реже причиной становится педзапущенность. Она возникает, если родители не уделяют времени ребенку и предпочитают оставлять его круглыми сутками у телевизора или смартфона. В современных технологиях нет ничего плохого. При условии, что они не заменяют общения и традиционных игр.

Избежать педзапущенности можно. Родителям нужно чаще обращаться к ребенку и вовлекать его в выполнение разных действий. Полезно петь песни, слушать радио и обсуждать разные события.

Упражнения и игры для развития речи

Выбор материала зависит от развития речи. Если ребенок только произносит отдельные слова начинают со звукоподражания. Например, есть игра "Что сказала?". Малышу показывают картинки с животными и изображают, кто и что произносит. Обязательно берут руку ребенка и указывают на объект его указательным пальцем. Этот жест помогает формировать связи между предметами.

Можно играть в "Чье это?". Ребенку показывают разные предметы и задают вопрос. Он должен ответить: "Это мое" или "Это мамино", "Это папино" и т. п. Подобные игры стимулируют мышление и развивают словарный запас.

Можно играть в описание предметов. Например, кто больше всего назовет слов, характеризующих кошку. Варианты ответов: она пушистая, ласковая, рыжая, гибкая, умная, легкая, игривая и т. п. Если ребенок обладает неплохим словарным запасом, то игры усложняют. Так, предлагают ему найти антоним (противоположное по значению слово): холодно-тепло, мягкий-твердый, высокий-низкий. Либо взрослый предлагает определить, правильные ли факты он говорит. Варианты утверждений: кошки летают по небу, у курицы цыплята, сахар сладкий, лимон кислый и т. п.

Примеры упражнений для артикуляции:
  1. Покажи язычок. Ребенка просят открыть рот и высунуть язык, после чего поднять кончик и коснуться им верхней губы. Если ему сложно это сделать, то взрослый помогает ватной палочкой. Можно сужать и расширять язык.
  2. Сложи губы. Ребенка просят широко улыбнуться, потом сжать губы.
  3. Поцокай. Ребенка просят провести широким языком от верхней челюсти к середине нёба. Раздастся характерный щелчок.
  4. Подуй. Можно взять ватку или игрушку ветродуйчик. Задача ребенка: сдуть объект. Для этого его учат вдыхать носом и резко с силой выдыхать через рот.
  5. Покажи зубы. Ребенка просят сжать челюсти, поднять губы так, чтобы были видны зубные ряды.

Это только часть упражнений. Полезно кривляться перед зеркалом. Рожицы помогают развивать мимические мышцы. Точный комплекс упражнений может давать логопед. Подбирает их специалист с учетом особенностей дошкольника.

Не игнорируйте ребенка

Маленькие дети любят рассказывать обо всем. Не игнорируйте это общение. Всегда находите время для ребенка. Выслушивайте его и давайте ему делиться эмоциями. Благодаря этому малыш будет стремиться общаться.

Если дошкольник расстроен или разозлен, то нужно дать ему должным образом проговорить свои чувства. Это положительно влияет на эмоциональный интеллект. К тому же ребенок учится доверять родителям.

Что делать, если речь развивается не по плану

Если отклонения от нормы не превышают 2-3 месяца, то беспокоиться не стоит. Нужно подождать и дать ребенку право на индивидуальное развитие. Полезно играть с малышом и знакомить его с окружающим миром.

Если задержки значительные, нужно обратиться к логопеду. В некоторых случаях требуется консультация других специалистах. Например, если есть отит, то стоит обратиться к сурдологу. Он проверит остроту слуха.

Специалист проверит уровень развития речи у ребенка и даст рекомендации. Если нарушения есть, то потребуются занятия у логопеда. Родители тоже помогают малышу в преодолении проблемы. Для этого они узнают у специалиста, как запустить речь у ребенка дома. При регулярных занятиях результат появится через 2-3 месяца.

Когда нужна помощь специалистов

Начинать беспокоиться стоит, если в 2-2,5 года не появилась простая фразовая речь. Наблюдайте за ребенком и отмечайте особенности поведения: выполнение инструкций, реакция на обращенную речь, жесты и прочее. Эта информация пригодится логопеду.

Обратиться к специалисту нужно, если в 3 года ребенок используйте 3-5 слов. Неразборчивость в произношении звуков еще не является критической в этот период. В 4-5 года речь уже должна стать чище. Звуки стоять проявлять по возрастным нормам с логопедом.

При любых сомнениях обращайтесь к логопеду. Можно посетить бесплатную онлайн-консультацию в Novator. В результате специалист предоставит полный анализ речевого развития ребенка и даст рекомендации. Если нарушения не выявлены или есть небольшие проблемы, то специалист расскажет, как с ними справиться. Можно научить ребенка разговаривать дома, если заниматься регулярно.

Советы логопедов

Каждый ребенок должен знать как можно больше об окружающем мире. Знакомьте его с временами года, цветами, деревьями, животными, магазинами, праздниками. Это расширяет словарный запас и вызывает интерес к познавательной деятельности.

Развитие речи детей дома начинается с первого дня жизни. Пойте младенцу, разговаривайте с ним, рассказывайте пестушки и потешки. Читайте с малышом книги и слушайте аудиоспектакли. Все это поможет ребенку быстро овладеть словесной речью.

Давайте малышу разную пищу. Пережевывание твердых овощей, сухарей, галет положительно влияет на развитие мышц речевого аппарата. От этого зависит и чистота звукопроизношения.

В случае, если подозреваете нарушения речи у ребенка, сразу обращайтесь к логопеду. В нашей школе проводятся дистанционные консультации и они не требуют много времени. Договориться о беседе можно в любой день. Чем раньше будет определена проблема, тем выше вероятность полного устранения.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113