Выбор материала зависит от развития речи. Если ребенок только произносит отдельные слова начинают со звукоподражания. Например, есть игра "Что сказала?". Малышу показывают картинки с животными и изображают, кто и что произносит. Обязательно берут руку ребенка и указывают на объект его указательным пальцем. Этот жест помогает формировать связи между предметами.
Можно играть в "Чье это?". Ребенку показывают разные предметы и задают вопрос. Он должен ответить: "Это мое" или "Это мамино", "Это папино" и т. п. Подобные игры стимулируют мышление и развивают словарный запас.
Можно играть в описание предметов. Например, кто больше всего назовет слов, характеризующих кошку. Варианты ответов: она пушистая, ласковая, рыжая, гибкая, умная, легкая, игривая и т. п. Если ребенок обладает неплохим словарным запасом, то игры усложняют. Так, предлагают ему найти антоним (противоположное по значению слово): холодно-тепло, мягкий-твердый, высокий-низкий. Либо взрослый предлагает определить, правильные ли факты он говорит. Варианты утверждений: кошки летают по небу, у курицы цыплята, сахар сладкий, лимон кислый и т. п.
Примеры упражнений для артикуляции:
- Покажи язычок. Ребенка просят открыть рот и высунуть язык, после чего поднять кончик и коснуться им верхней губы. Если ему сложно это сделать, то взрослый помогает ватной палочкой. Можно сужать и расширять язык.
- Сложи губы. Ребенка просят широко улыбнуться, потом сжать губы.
- Поцокай. Ребенка просят провести широким языком от верхней челюсти к середине нёба. Раздастся характерный щелчок.
- Подуй. Можно взять ватку или игрушку ветродуйчик. Задача ребенка: сдуть объект. Для этого его учат вдыхать носом и резко с силой выдыхать через рот.
- Покажи зубы. Ребенка просят сжать челюсти, поднять губы так, чтобы были видны зубные ряды.
Это только часть упражнений. Полезно кривляться перед зеркалом. Рожицы помогают развивать мимические мышцы. Точный комплекс упражнений может давать логопед. Подбирает их специалист с учетом особенностей дошкольника.