Постановка звука «М» у детей пошагово

Постановка звука «М» у детей, как правило, осуществляется в несколько этапов, последовательность следующая:
Предварительная постановка губ. Покажите ребенку, как правильно выглядит этот звук, попросив его сложить губы вместе, чтобы сформировать ими закрытую полоску.

Тренировки при помощи зеркала. Предложите ребенку посмотреть на свои губы в зеркале, когда он произносит звук «М». Это поможет ему увидеть, как должны выглядеть его губы в процессе артикуляции.

Упражнения по выработке мышечной памяти. Проведите упражнения, которые помогут развить мышечную память для дальнейшего формирования звука. Например, можно научить делать вздохи через губы, как при свисте.

Проговаривание слогов и слов. Практикуйте произношение слов и слогов, которые начинаются или заканчиваются на звуке «М». Начните с простых слов или слогов, чтобы ребенок мог легко их повторить.

Игры и упражнения. Используйте различные игры и задания, связанные с произношением звука «М». Например, придумайте рифмованные стихи или дайте учебник, где много слов с этим звуком.
Анатомические особенности, такие как укороченная верхняя часть языка, неправильное положение губ или другие физические деформации, которые могут затруднить правильное произношение звука «М».

Слабое развитие мышц. У детей могут возникнуть трудности из-за недостаточного развития мышц лица, губ и языка, что мешает им правильно формировать звук «М».

Психологические факторы. Эмоциональное напряжение или страх могут привести к нарушениям произношения, поскольку дети могут столкнуться с трудностями при контроле своего произношения в стрессовых ситуациях.

Отсутствие практики. Некоторые дети просто мало тренируют мышцы артикуляции для формирования звука «М».

Проблемы со слухом. Нарушения произношения могут быть связаны с некоторыми проблемами слуха, когда дети не могут правильно услышать звук «М» и воспроизвести его.

Привычка неправильного произношения. Иногда неправильное произношение звука «М», которое вовремя не поправили, превращается в привычку, в итоге это становится нормой.

Виды и причины нарушения произношения звука «М»

Нарушения произношения звука "М" могут быть связаны с различными факторами, чаще всего это:
Логопед поможет определить причину нарушения произношения и дать рекомендации по коррекции этого звука в зависимости от анатомических, физических и психологических особенностей ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата, улучшение артикуляции звука и коррекцию результатов произношения. Эти упражнения могут быть полезны как для детей, так и для взрослых с различными речевыми нарушениями. Перечислим некоторые примеры артикуляционных упражнений:
Упражнения для губ и рта. Массируйте губы, а также верхнюю и нижнюю челюсти подушечками пальцев. Это помогает укрепить мышцы и улучшить координацию движений губ и мышц.

Упражнения для языка. Прикосновение кончика языка к нёбу, касание языка зубами верхней и нижней челюсти, движение языка в разные стороны внутри рта – этот набор приемов помогает повысить уровень контроля над языком и его движениями.

Дыхательные упражнения. Глубокое дыхание через нос и выдох через рот, движение с удержанием выдоха и другие упражнения для речевого выдоха также улучшают общую артикуляцию.

Игры и упражнения с использованием зеркала. Работа с зеркалом для контроля артикуляции помогает визуализировать правильное положение губ, языка и челюсти при произношении звука.
Артикуляционная гимнастика является важной частью комплексной программы логопедической коррекции. Регулярные занятия и практика помогают улучшить произношение и артикуляцию звука, результат достигается быстрее.
Как поставить звук «С» у ребёнка
Игры со звуками. В развитии слуха помогают различные игры, например «Угадай звук», когда дети должны узнать и назвать звук или слово, которое начинается с нужного звука. Можно использовать картинки или игрушки, изображающие предметы с записью и звуками.

Фонематические картинки. Работа с картинками, на которых изображены предметы, начинающиеся с разными звуками также улучшают фонематический слух. Дети могут учиться сопоставлять и различать звуки и предметы.

Звуковое лото. Игра в лото, в которой дети должны находить и отмечать карты с объектами, начинающимися с того или иного звука.

Стихи с рифмой и игры со сказками помогают детям слышать ритм и мелодию речи.

Тренировка слуха по визуальному определению звука. Помогают и различные рисунки, помогающие разобраться с одинаковыми и различными звуками, составление слов по слогам.

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у детей является важным этапом в понимании навыков речи и звукового устройства языка. Фонематический слух – это способность слышать, различать и анализировать различные звуки речи (фонемы). Вот несколько методов и упражнений для развития фонематического слуха:
Развитие фонематического слуха требует регулярной практики. Важно помнить, что дети по-разному воспринимают и усваивают информацию, поэтому важно подобрать подход, учитывающий особенности каждого ребенка.
Визуальные подсказки (постановка по подражанию). Покажите ребенку, как правильно выглядит поза для артикуляции звука «М». Попросите его обратить внимание на положение губ и языка при произнесении звука. Покажите на собственном примере. Вы можете показать правильное произношение звука «М» ребенку и попросить его делать точно также.

Используйте зеркало, чтобы ребенок мог наблюдать за своими губами и говорить во время произнесения звука. Это помогает ему лучше понять, как правильно артикулировать «М».

Объясняйте все понятным языком. Расскажите о том, что кончик языка должен касаться верхней части области передних зубов, а губы должны быть сомкнуты.

Упражнения на тренировку мышц рта. Для отработки навыков произношения звука «М» можно использовать упражнения, направленные на тренировку мышц рта. Например, игры, включающие надувание щек.

Начните с того, что проще. Выберите слова и фразы, которые легче произнести для ребенка, чтобы он мог освоить звук «М».

Методы постановки звука «М»

Постановка изолированного звука «М» должна осуществляться систематически с использованием различных методов. Вот несколько способов, которые могут в этом помочь:
Начните с тренировки в слогах, прямых и обратных (МА, МО, УМ, ЭМ и тд.)

Используйте игры, в которых ученик должен произносить слова со звуком «М». Например, игры на запоминание слов, где ребенок должен называть предметы или животных (Мурка, морковка, дом, мультик, маятник) название которых начинается или содержит звук «М».

Чтение книг и песен, содержащих слова со звуком «М», помогает ребенку услышать и использовать этот звук многократно.

Практика – это ключ к успешной автоматизации. Повторяйте слова и предложения, в которых содержится звук «М», чтобы ребенок мог услышать и использовать этот звук много раз.

Работа с картинками. Покажите картинки, на которых изображены предметы, название которых начинается со звука «М». Это поможет ассоциировать звук с объектами.

Поощрение и похвала. Поощряйте ребенка за успешное произнесение звука «М», хвалите его. Похвала за его старание его будет мотивировать еще больше и поможет ему быть более уверенным в себе.

Автоматизация звука «М»

Автоматизация звука «М» подразумевает его пошаговое введение в повседневную речь. Вот основные рекомендации:
Важно помнить, что все дети разные, и скорость усвоения звука «М» может отличаться. Поддерживайте ребенка, поощряйте его усилия в изучении нового звука, помогайте ему систематически практиковаться. Если у вас есть серьезные опасения относительно развития речи ребенка, обратитесь к логопеду за индивидуальной помощью и рекомендациями.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент