Подготовительный этап включает себя артикуляционную и дыхательную гимнастики.
Артикуляционная гимнастика в данном случае будет направлена на укрепление языка, развитие его силы и точности движений, на формирование артикуляционного уклада данного звука. Целесообразно использовать следующий комплекс:
1. «Заборчик» – зубы соединить, широко растянуть губы в улыбке и держать такое положение до 7 сек. Это базовое упражнение, которое используется в большинстве комплексов артикуляционной гимнастики.
2. «Непослушный Язычок» (или «Месим тесто») – произнести «пя-пя-пя», постучав верхней губой по языку, либо покусать зубками кончик языка «та-та-та». В данный момент Т уже может непроизвольно получиться.
3. «Блинчик» (или «Лопатка») – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе, держать до 7 сек. Данное упражнение можно чередовать с упражнением «Иголка», когда наоборот язык напрягается и его кончик становится узким.
4. «Качели» – улыбнуться, широко открыть рот, попеременно тянуться языком то за верхние зубы, то за нижние. Повторить 10-15 раз.
5. «Чистим зубы» – открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы; кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние); нижняя челюсть не двигается.
6. «Усы» – рот открыт в улыбке, удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
7. «Парус» – рот открыт в широкой улыбке, язык узкий упирается в верхние зубы – это мачта, парус поднять – язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
8. «Дятел» (или «Барабан») – улыбаемся, открываем рот, кончиком языка стучим за верхними зубами.
Еще одна немаловажная часть подготовительного этапа – это дыхательная гимнастика. Чтобы образовался звук Т, выдыхаемый поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдет такой комплекс:
1. «Футбол» – вытянуть губы вперёд трубочкой, и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь попасть в «ворота» (их можно сделать на столе из карандашей, кубиков и т.п.). Загнать шарик следует на одном выдохе.
2. «Снежинка» – широкий язык лежит на нижней губе. На ладошку положить кусочек ватки/бумажки и сдуть на одном выдохе.
3. «Фокус» – рот открыт в улыбке, язык высунут, его кончик и края загнуты вверх. Удерживая язык, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, нижняя губа не подтягивалась за языком, а ватка летела строго вверх.
4. «Шторм в стакане» – небольшое количество воды набрать в стакан, ребенок дует в стакан через трубочку, создавая таким образом пузырьки, бурление.
5. Также можно задувать свечи, использовать мыльные пузыри.
Важно: во всех дыхательных упражнениях следим за тем, чтобы у ребенка не надувались щёки.