Постановка звука «З» у ребенка

Звук «З» относится к группе свистящих, по возрастным нормам к 3 годам он уже должен быть в речи. Многим детям его сложно выговаривать: вместо «З» говорят «Зь» или просто этот звук может отсутствовать в речи. Эта статья поможет разобраться с нарушениями и поставить чистый красивый звук З.

Правильная артикуляция звука «З»

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении свистящих необходимо точно понимать, какова их правильная артикуляция.

При произнесении твердого «З» и мягкого «Зь» артикуляционный аппарат находится в следующем положении:

1. Губы улыбаются;
2. Зубы близко друг к другу, образуют щель 1 – 2 мм;
3. Кончик языка упирается в нижние зубы;
4. Спинка языка выгнута, края плотно смыкаются с коренными зубами;
5. По центру языка образуется желобок;
6. Выдыхаемая струя воздуха направленная, сильная и холодная;
7. Голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения звукопроизношения свистящих звуков называется сигматизмом.

Виды сигматизма:

1) Межзубный сигматизм: при произношении свистящих звуков кончик языка вываливается между зубов. Связано это, в первую очередь, с тем, что у ребенка слабые мышцы языка, который напоминает тряпочку и не держится за зубками.
2) Губно-зубной сигматизм: зубы приближаются к верхней губе, вследствие чего мы слышим призвук «В» или «Ф».
3) Боковой сигматизм: язык заваливается на бок или рот искривляется в одну сторону, поэтому звучание приобретает шепелявый оттенок.
4) Призубный сигматизм – кончик языка поднимается к верхним зубам, вместо «З» – «Дь» или «Ть»: «тяпоги» вместо «сапоги», «дяйка» вместо «зайка».
5) Носовой сигматизм встречается, если у ребенка аденоиды или ринолалия, струя воздуха попадает в нос, вследствие чего звуки «С» и «З» приобретают носовой оттенок.
6) Шипящий. Кончик языка отодвигается к подъязычной связке, сам он выгибается к верхнему небу, губы круглые и получается шипение вместо свиста («заяц» — «жаяц»).

Подготовительные упражнения

На данном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция, которая формирует звук «З». Обязательно проводится дыхательная гимнастика – формирование воздушной струи.
Методы постановки звука «Д» у детей

Поэтапная постановка звука «З»

Всю работу по звуку З можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовка, проведение артикуляционной гимнастики.
2. Подборка коррекционной техники (техника подражания, от постановки опорных звуков, механическое воздействие)
3. Автоматизация звука
4. Дифференциация с другими звуками
5. Введение в речь

По подражанию

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие или отсутствие голоса.

Этот звук ставится аналогично звуку «С», только характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок.

Артикуляционная гимнастика для постановка звука «З», основные упражнения: «Улыбка – Трубочка», «Лопаточка», «Горка», «Почистим нижние зубки».

Механический способ

При использовании этого способа артикуляционная поза во рту корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателем, палочками от мороженого, чайной ложкой, пальцами. Инструменты могут быть как профессиональные логопедические, так и подручные домашние материалы, не обязательно нужно что-то докупать. Поэтому способ и называется механическим.

На примерах: при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед. Основная задача этого способа: помочь инструментом извне принять нужную артикуляционную позу. Если не получается поставить по подражанию, то, конечно, обращаются именно к этому способу.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки – это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции. Их ученик произносит правильно, поэтому они могут стать опорой для постановки.
губы улыбаются и в этом положении произносят протяжно «И»;

оставаясь так, нужно выдохнуть воздух с шумом;

когда появится пусть не слишком акустически чистый «С», нужно голосом его перевести его в «З»;

предлагаем ребенку положить руку на горло и ощутить, как оно «гудит»;

продолжаем звенеть, закрепляя звучание.
Постановка «З» от «И»:
Дополнительная рекомендация: проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленный речевой выдох.

Автоматизация звука «З»

Автоматизация звука происходит сначала изолированно, затем — в слогах (прямых, обратных, интервокальных, со стечением согласных), далее в словах, словосочетаниях и предложениях:

Пример для автоматизации в словах: зола, завал, забияка, базар, дереза, польза, тарзан. Набираем список с разным положением звука в слове.

Далее автоматизируем «З» в словосочетаниях: зеленый зонт, злой зайчик.

В финале переходим к предложениям: «Звучание скрипки – замечательное». «Зоя читает азбуку». «На зеленом газоне растут незабудки».

Дифференциация от созвучных звуков

Дифференциация звуков – это процесс, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования.

Основные созвучные звуки для звука «З»:

«С» ЗА-СА, ЗО-СО, ЗЫ-СЫ (отличие звука от близких по звучанию)

«Ж» ЖА-ЗА, ЖО-ЗО, ЖУ-ЗУ (отличие звука по способу и месту образования)

Также на этом этапе важны задания на развитие фонематического слуха, например, попросите ребенка прохлопать тогда, когда он услышит в произнесенном вами / логопедом ряде звук «З», например: забавная игра, кожаная узда, званый обед.

Автоматизация звука «З» в спонтанной речи

На финальном этапе осуществляется введение звука в спонтанную речь. Можно вместе придумать текст из предложений, в которых есть звук «З» или взять готовый, читать его, затем стараться пересказать. Также можно дать задание составить рассказ по сюжетным картинкам.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент