Пошаговая постановка звука «Ж» у ребенка

В этой статье разберем, как поставить звук Ж ребенку, если его нет в речи, он выговаривается нечетко или отсутствует совсем. Этот звук относится к группе шипящих. С ним не так часто бывают трудности, как например, со звуками Р, Л, Ш, но тем не менее многим актуален вопрос коррекции. Так что внимательно изучите статью и готовьтесь жужжать вместе с ребенком как пчелки!
губы немного округлены и вытянуты вперёд;

зубы сомкнуты или расстояние между ними 1-2 мм;

широкий кончик языка поднят к бугоркам твёрдого нёба;

боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам, тем самым не пропуская воздух по бокам;

тёплый речевой выдох идёт по середине языка;

звук звонкий, произносится голосом, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция звука «Ж»

Как правильно произносить звук Ж:
Звук Ж — всегда твердый, звонкий, согласный. При артикуляции форма языка напоминает чашечку, как и в работе над соседним звуком Ш. Голосовые связки работают (есть голос). Звук напоминает громкое жужжание жука, тогда как при звуке Ш-шипение змеи (более глухое звучание).
Особенности строения артикуляционного аппарата.

Слабые мышцы языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.

Нарушение фонематического слуха.

Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне повторения за неправильной речью взрослого.

Причины дефектного произношения звука «Ж»

Причины дефектного произношения звука «Ж» различные. Наиболее распространенные из них следующие:

Постановка звука «Ж» поэтапно

Пошаговая постановка звука «Ж» у ребенка включает 3 этапа корректировки звукопроизношения с постепенным усложнением задач:

1.постановку
2.автоматизацию
3.дифференциацию.

Для первого этапа важно подобрать целевой комплекс артикуляционной гимнастики и выбрать способ, который наиболее подходит ребенку – по подражанию, с механической помощью, от опорного звука или смешанный вариант.
«Месим тесто»
Инструкция: с открытым ртом кладем язык на нижнюю губу, аккуратно шлепаем его верхней губой или мягко кусаем, при этом произнося «пя-пя-пя».

«Вкусная конфетка»
Инструкция: кладем на кончик языка кусочек ириски и предлагаем приклеить его к альвеолам.

«Грибочек»
Инструкция: улыбаемся, открываем рот, широкий и распластанный язык приклеиваем к верхнему небу. Держим позу 5-7 секунд.

«Чашечка»
Инструкция: открываем рот, язык в распластанном состоянии лежит на нижней губе. Далее поднимаем его боковые края так, чтобы получилась позиция, похожая на «чашечку». Держим статично 5-7 секунд.

«Вкусное варенье»
Инструкция: ставим язык в форму «чашечки» и потихоньку облизываем верхнюю губу.

«Фокус»
Инструкция: берем очень маленький кусочек ватки и кладем на кончик носа ребенка. Просим высунуть язычок «чашечкой» и постараться сдуть ватку.

«Бублик»
Инструкция: округляем губы, слегка выдвигаем их вперед и таким образом держим 5-7 секунд. Если добавить полностью сжатые губы – получится форма «вишенки».

Артикуляционная гимнастика для звука «Ж»

А вот и подборка целевых упражнений для Ж:
«Кораблики». Понадобится сосуд с водой и кораблики из бумаги, или просто кусочки бумаги. Задача ребенка подгонять кораблики к другому берегу, путем правильного речевого выдоха (вдох через нос и выдох через рот).

«Снег и вьюга». Будут нужны небольшие кусочки ваты. Их немного скатывают в шарик и кладут на стол. Задача: дуть на них, изображая зимнюю вьюгу.

«Кто/что спрятано на картинке?». На любую сюжетную картинку сверху наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу, чтобы скрыть содержание изображения. Задача: дуть на бахрому, чтобы увидеть, что же спрятано на картинке.

«Пузырьки». Это можно устроить легко и без приготовлений в любом месте: и дома, и на даче, и на занятии. Нужен только стакан воды с трубочкой. Задача: глубоко вдыхать и через трубочку медленно выпускать воздух в воду, чтобы получились пузырьки.

«Дудочка». Пригодятся колпачки от ручек, всевозможные свистки и дудочки, все, с помощью чего можно изобразить духовые инструменты. Задача: дуть в них, извлекая звуки.

«Фокус». Понадобится небольшой кусочек ваты. Его нужно положить на нос ребенка и попросить высунуть язык. Задача: свернуть его в трубочку, загнуть вверх и сдуть ватку с носа.

«Свеча». Понадобится свеча, ну, конечно, не забывайте про аккуратность. Если есть страх, то лучше тогда остановиться на предыдущих упражнениях. Задача: дуть на зажженную свечу медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только немного двигалось в разные стороны.

«Деревья». По структуре похоже на «Кто/что спрятано на картинке?». На карточке необходимо нарисовать дерево, и его крону спрятать за гофрированной бумагой. Задача: дуть на нее, чтобы листья «опали».

«Греем руки». Ребенку предлагается просто дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление речевого выдоха.

Дыхательная гимнастика

Это необходимый этап в постановке звука Ж. Расслабленные и короткие вдохи должны идти через рот, а выдохи должны быть спокойные и медленные. Вот примеры игровых упражнений:
Коррекционные игры с логопедом

Упражнения для постановки звука «Ж»

Постановить звук «Ж», в первую очередь, можно по подражанию. Ребенку предлагается повторить артикуляционную позу звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие голоса. Если все сделать правильно, то получится нормотипичный звук и можно будет переходить к его автоматизации.

Второй способ: от опорного звука «З» с механической помощью. Если звук «З» произносится правильно, то ребенку следует предложить длительно произносить его и в это время подложить зонд/шпатель под передний край языка и поднять язык за верхние резцы. В таком положении вместо звука «З» получается «Ж». Далее постепенно ребенок приучается самостоятельно, без механических вспомогателей, удерживать нужную позу и правильно произносить звук «Ж».

Еще один вариант: от опорного звука «Т». Нужно слегка приоткрыть рот и медленно 4- 6 раз произносить с придыханием звук «Т», одновременно ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Далее ставим задачу плавно удлинять воздушную струю выдоха и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка. Накладываем голос.

Задания для автоматизации звука «Ж»

Автоматизация звука Ж проводится по традиционной поэтапной схеме. Для эффективности и быстрого результата рекомендуем использовать игровые приемы, так ребенок будет более продуктивно выполнять задания.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат звук «Ж». Этот приём отлично помогает включить внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу, доставляя радость творческого самовыражения и, безусловно, вызывая позитивные эмоции.

Автоматизация звука «Ж» в слогах

Также подбираем игровые варианты закрепления звука. Например, «Песенки жука». Вовлекаем ребенка в сюжет, что жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить его любимый звук, а потом снять совместный клип с жужжанием. Для того, чтобы тренировка прошла успешно, он придумал песенки со слогами, их нужно внимательно слушать и стараться повторять без ошибок.

ЖА-ЖА-ЖА ЖО-ЖО-ЖО ЖА-ЖА-ЖО ЖО-ЖА-ЖА
ЖИ-ЖИ-ЖИ ЖУ-ЖУ-ЖУ ЖА-ЖУ-ЖИ
АЖ-АЖ-АЖ АЖ-ОЖ-АЖ АЖ-ОЖ-УЖ-ЭЖ
ОЖ-ОЖ-ОЖ УЖ-АЖ-УЖ ЫЖ-УЖ-ОЖ-ЫЖ
УЖ-УЖ-УЖ ОЖ-АЖ-ОЖ ЫЖ-ИЖ-ЯЖ-АЖ

Автоматизация звука «Ж» в словах

Далее нас ждет следующий этап, его можно тоже сделать игровым. Например, придумывать по очереди слова с передачей друг другу мячика. У кого мячик, тот и называет слово.

Конечно же, нужны будут слова с разным положением в них звука Ж.

Комплект в начале слова: жара, жадина, жаровня, жалость, жажда, жало, жалование, жаба, жор, жонглёр, жокей, жёлтый, жужалица, жулик, журавль, жук, журнал, жизнь, живой, живопись, животное, жидкий, жилплощадь, женщина, жевать, жезл, желание, жемчужина.

Комплект в середине слова: сажа, лужа, бежать, кожа, уважать, медвежата, вожатый, урожай, пижама, пожарный, бежать, держать, дрожать, ужасы, баклажаны, пирожок, утюжок, кружок, дружок, ухажер, флажок, дорожу, скажу, ежу, положу, кунжут, вяжу, жужжание, жужелица, абажур, хожу, дружу, расскажу, лежу, покажу, ужин, пружина, лужи, дружить, ежи, рыжий, режим, дирижер, нажимать, кружится, ближе, спаржа, ежевика, мороженое, ожерелье, ежегодно, бежевый, сюжет, натяжение, напряжение, баржа, ряженка, скольжение, уважение, вражда, предложение, положение, умножение, стажер.

Комплект в конце слова: уж, стриж, еж, страж, блажь, дрожь.

Автоматизация звука «Ж» в предложениях

Подбираем разные предложения, в идеале интересные по смыслу, чтобы ребенок хотел повторять. Также, если получится, можно составить небольшой рассказ.

Примеры:
  1. Я подъезжал уже ближе к коттеджу.
  2. Доложи, как положено.
  3. Анжелика дорожила своим жемчужным ожерельем.
  4. Лыжник бежит с жаждой победы.
  5. Журавль в жару кружит над лужей.
  6. Папа Жанны художник.

Дифференциация звука «Ж»

Дифференциация также проводится поэтапно, сначала на уровне изолированных звуков. Можно предложить ребенку найти в ряде похожих звуков на слух наш желанный Ж. Далее после достижения результата следуют этапы различия Ж с другими звуками в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Вот такой масштабный полезный разбор у нас получился! Пользуйтесь и делитесь с друзьями, если им тоже актуальна работа над постановкой звука Ж ребенку.

Жжжжжелаем вам успехов!

А также не забывайте, что вы всегда можете обратиться к логопедам нашей школы и доверить звуки профессионалам. Первая диагностическая консультация у нас абсолютно бесплатная.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113