Однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте следует начать искать логопеда или выбирать ребенку дефектолога, сложно. Чем больше логопедических и неврологических проблем у ребенка, тем раньше нужно начинать коррекционную работу.
Первый визит к логопеду не стоит откладывать, если малыш раннего возраста не произносит простых слов, основанных на повторении одинаковых слогов. Признаком того, что ребенку требуется помощь квалифицированного специалиста, является то, что к 2 годам он говорит меньше 10 слов, не предпринимает попыток строить простые предложения из 2-3 слов. Так как период онтогенеза с 1 до 3 лет является наиболее благоприятным временем для становления речи, начинать работу с неговорящими детьми нужно как можно раньше.
Если малыш 2-3 лет не говорит фразами, стоит записаться на консультацию к логопеду. Коррекционные занятия с детьми данной возрастной категории способствуют развитию артикуляционных мышц, становлению фразовой речи, автоматизации фонетически правильного произношения звуков.
Стоит заняться поиском квалифицированного специалиста, если словарный запас ребенка 3-4 лет включает в себя только существительные и глаголы. В соответствии с возрастными нормами речевого развития, дошкольники данной возрастной группы должны использовать в речи прилагательные, наречия, числительные и местоимения. Логопедическая коррекция поможет сделать речь ребенка понятной и четкой. Это необходимо для успешной социализации малыша
Записать ребенка 4-5 лет к логопеду нужно, если он испытывает сложности в выговаривании отдельных звуков. Кроме того, в этом возрасте логопедические занятия направлены на стимулирование когнитивных процессов. Это помогает ребенку подготовиться к школьному обучению.
В 5-6 лет логопедическая помощь нужна детям, которые испытывают трудности при составлении связных рассказов по сюжетным изображениям, не могут выучить короткие детские стихи, неправильно употребляет падежные окончания.
Стоит записать ребенка 6-7 лет к логопеду до поступления в школу, если он искажает слоговую структуру слов, испытывает трудности в выделении сходства и различий предметов, не может сам сочинить короткий рассказ, не отвечает на вопросы взрослого по содержанию прочитанной сказки.
Первоклассника нужно записать на прием к учителю-логопеду, если он не может научиться читать по слогам, зеркально пишет буквы, пропускает или меняет местами слоги в словах.