Нарушения чтения и письма согласно психолого-педагогической классификации рассматриваются в виде:
- фонетико-фонематического недоразвития речи;
- общего недоразвития речи.
В первом случае имеется в виду неправильное произнесение звуков родной речи по причине нарушения восприятия и воспроизведения.
Во втором – это сочетание различных проблем, приводящее к сбоям на всех уровнях формирования системы речи, в том числе и смысловом. Речь развивается с задержкой, словарный запас ничтожен, затруднено выговаривание отдельных звуков, слов, построение предложений. Нередки психологические проблемы, такие как неустойчивое внимание, сложность сравнения, обобщения, анализа, нарушена координация и мелкая моторика, нет уверенности в себе. Дети излишне обидчивы, трудно вступают в контакт.