Виды речевых нарушений у детей

Исследования показывают, что примерно 60% детей имеют различные виды речевых нарушений. Первыми отклонения замечают родители и близкое окружение.

Практически в первые месяцы жизни у ребенка появляются некоторые особенности, указывающие на возможные речевые проблемы в дальнейшем. Обратите особое внимание, если:
  • к концу первого месяца жизни ребенок не плачет при чувстве голода или испытывает дискомфорт;
  • к 4 месяцам не делает смайлик в ответ на обращение к нему;
  • в 5 месяцев не гулит, не переводит взгляд на предметы, о которых ему говорят;
  • до года он не овладел некоторыми повторяющимися слогами, не мотает головой, пытаясь сказать "нет", при прощании не делает пока-пока;
  • в 1,5 года вы не слышали от него "мама папа", не показывает по просьбе, где у него носик, не подает предметы.
Возможно, это первые звоночки, указывающие на необходимость получить консультацию:
  • ЛОР врача (а слышит ли ребенок);
  • невропатолога (поражение коры мозга, речевых центров);
  • детского психолога, психиатра, дефектолога, оценить развитие неречевого интеллекта;
  • логопеда, который даст общее заключение.

Клинико-педагогическая классификация

В отличие от психолого-педагогической классификации клинико-педагогическая определяет причины. Они весьма разнообразны.

  1. Наследственные: неправильный прикус, нарушенный артикуляционный аппарат.
  2. Врожденные: патологически протекающая беременность, курение, алкоголь, инфекции, большое количество медикаментов, гипоксия, стрессы могут привести к короткой уздечке языка, аномалии развития нёба.
  3. Перинатальные патологии: внутриутробная гипоксия, асфиксия, родовая травма.
  4. Постнатальные заболевания: нейроинфекции, отиты, травмы головы.
  5. Социально-психологические факторы: пьющая семья, недостаточное внимание ребенку из-за чрезмерной занятости на работе, карьера в ущерб малышу, дети-билингвы, с пеленок обучающиеся говорить на двух языках.

Эта классификация затрагивает как устную так и письменную речь.
Дети, у которых есть трудности с произношением отдельных звуков.

Есть детки, которым трудно не только воспроизвести, но и воспринять звуки, они переставляют слоги, "глотают" окончания, им трудно читать и писать.

Дети, у которых вообще нет связной речи.

Психолого-педагогическая классификация

На первый план этой классификации выходят не причины, а спектр проявления нарушений коммуникативной функции. Она позволяет оценить, насколько можно исправить дефект.

Выделяют 2 вида: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Главный вывод, который следует сделать из любой классификации состоит в том, чтобы определить, способен ли ребенок обучаться в обычной школе или требуется специализированное коррекционное образовательное учреждение.

Важно помнить, что даже незначительные отклонения от нормальной речевой функции требуют консультации и занятий со специалистом.

Детей делят условно на 3 группы:
Система занятий строится индивидуально, важен комплексный подход.
Как развивать связную речь у детей

Виды нарушений устной речи

При нарушениях устной речи встречаются 2 варианта:
  • фонационный (внешний) – человек понимает обращенную к нему речь, но затрудняется при ответе;
  • структурно-семантический (внутренний) – сложно не только выговорить, но и понять обращенную к нему речь

Среди фонационных вариантов различают:
  • дислалия или косноязычие, про таких детей говорят "каша во рту";
  • дисфония, изменение силы голоса или его тембра;
  • дизартрия, проблема в звуковом оформлении речи, неправильное произношение, часто указывает на ДЦП;
  • ринолалия или гнусавость;
  • брадилалия, заторможенность темпа речи, растягивание гласных;
  • тахилалия, ускоренный темп (трещит, как пулемет), пропуск слов, повторы;
  • заикание, растягивание слогов, повторы, постоянные паузы в связи со спазмом аппарата речи.

Структурно-семантические нарушения более серьезные, потому что страдает кора головного мозга.

Возможны:
  • алалия – полное отсутствие речи или выраженное недоразвитие вследствие поражения центров речи;
  • афазия – речь, утраченная после тяжелых травм или инфекций ЦНС.

Виды нарушений письменной речи

Нарушения письменной речи касаются не только процесса письма, но и чтения.

  • Дислексия – ребенок плохо распознает буквы, не может составлять из них слова, плохо читает.
  • Алексия – крайняя степень дислексии, неспособность читать.
  • Дисграфия – переставляет буквы в слове, пропускает их, заменяет на другие, делает разрывы в слове.
  • Аграфия – неспособность научиться писать.
  • Дисорфография – ребенок отлично знает правила написания, но на практике применить не может. При дисграфии нет снижения интеллекта, не нарушен слух.

Виды нарушения средств общения

Нарушения чтения и письма согласно психолого-педагогической классификации рассматриваются в виде:
  • фонетико-фонематического недоразвития речи;
  • общего недоразвития речи.

В первом случае имеется в виду неправильное произнесение звуков родной речи по причине нарушения восприятия и воспроизведения.

Во втором – это сочетание различных проблем, приводящее к сбоям на всех уровнях формирования системы речи, в том числе и смысловом. Речь развивается с задержкой, словарный запас ничтожен, затруднено выговаривание отдельных звуков, слов, построение предложений. Нередки психологические проблемы, такие как неустойчивое внимание, сложность сравнения, обобщения, анализа, нарушена координация и мелкая моторика, нет уверенности в себе. Дети излишне обидчивы, трудно вступают в контакт.

Виды нарушений в применении средств общения

Здесь речь пойдет о заикании или логоневрозе. При нем нарушена плавность и целостность речи. Ребенок непроизвольно тянет отдельные слоги, многократно повторяет первый звук или слог, делает паузы в словах.

Симптомы заикания появляются в возрасте 4-6 лет, по статистике чаще у мальчиков.

Причины логоневроза делятся на врожденные и приобретенные, имеют значение физические и психологические травмы, повышенная тревожность, задержка в развитии речи. На начальном этапе симптомы появляются эпизодически при стрессе или волнении, что ослабляет настороженность родителей в необходимости обращения к логопеду. В дальнейшем заикание наблюдается в спокойном состоянии, затем к нему присоединяются непроизвольные навязчивые движения, боязнь общения. Чем раньше начато лечение, тем полноценнее результат.
Разговорная речь практически отсутствует.

Начальные формы разговорного общения, низкое количество используемых слов, фразы не оформлены грамматически.

Речь представлена фразами, страдает звуковая и смысловая нагрузка.

Остаточные фонетико-фонематические и лексико-грамматические отклонения.

Уровни речевого развития

Общее недоразвитие речи у детей бывает 3 типов.

  1. Неосложненная форма при слабо выраженной мозговой дисфункции.
  2. Осложненная: в основе лежат неврологические и психопатические расстройства.
  3. Органические поражения центров речи головного мозга.

Выделяют 4 уровня речевого развития:
Цели коррекции на каждом уровне различны. Добиться понимания сказанного, активизировать общение, развить внимание и укрепить память – эти задачи адекватны для первого уровня. Побуждать разговорную активность, работать над улучшением понимания фразовой речи, улучшать лексику – задачи лечения на втором уровне. На третьем уровне – поставить связную речь, подготовить к освоению грамотности. На четвертом уровне – подготовка к обучению в школе.

На любом этапе рядом с вами опытные специалисты школы Novator. Пробный урок с логопедом бесплатный!
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113