Внутренняя речь ребенка

У современных психологов принято разделять понятия внешней (моторной, экспрессивной) и внутренней (сенсорной, импрессивной) речи у детей. И если внешняя речь, включающая устную и письменную, предназначена для взаимопонимания и общения, то внутренний голос ребенка лежит в основе его волевого акта.

Детям в возрасте до 4 лет словесные мыслеформы пока что не доступны. Младенцы реагируют автоматическими восклицаниями, подражанием и четкой реакцией на команды родителей. Малыши постарше громко проговаривают каждое свое действие и мысль, потом переходят на шепот. И лишь к 4 годам они начинают думать словами, не произнося их вслух.

Заметили, что все это напоминает процесс обучения чтению? Сначала ребенок громко проговаривает каждое написанное слово, чуть позже громкость снижается до шепота, а потом он развивает навык чтения «про себя».

Подобные наблюдения вкупе с различными психологическими исследованиями доказали, что в основе развития внутренней речи, гораздо более трудной для понимания, лежит своевременное формирование и прокачка речи внешней.
устные и письменные инструкции;

отдельные фразы;

грамматические конструкции;

диалоговую речь;

слова, характеризующие предметы, их признаки и действия.

Что такое внутренняя речь

В более широком смысле, импрессивная речь представляет собой особый механизм, в соответствии с которым лобные доли мозга осуществляют функции самоконтроля и планирования, саморегуляции, анализа и прогнозирования.

В узком понимании, сенсорная речь – это совокупность функций восприятия, распознавания и понимания моторной речи. Ребенок слышит или видит информацию, обрабатывает ее в мозгу и наделяет соответствующим смыслом. Осмысление происходит в процессе анализа новой информации и сравнения ее с познанными ранее данными, извлеченными из соответствующих отделов мозга.

Логично, что для корректного восприятия информации у ребенка должны быть развиты физический и речевой слух (особенно фонематический), а также зрительное восприятие. О норме можно говорить, если ребенок в 4 года понимает:
она представляет собой сокращенный план действий;

четко выделяет предмет мысли, но содержит не указание на него, а лишь его «местоименный» образ;

не содержит подлежащего;

воспроизводит все три типа сенсорных образов слова в его значении: визуальное, аудиальное и кинестетическое;

в основном, беззвучна, но может сопровождаться шепотом или бормотанием;

ненужные слова выпадают;

из присутствующих в ней слов выпадают гласные.

Особенности внутренней речи детей

Закономерности и принципы работы сенсорной речи до конца не исследованы. Но большинство ученых сходятся на том, что она непосредственно связана с мышлением ребенка. Эта высшая познавательная функция играет главную роль во всестороннем восприятии окружающего мира и глубоком его познании.

В отличие от механизмов, не изученных в полном объеме, особенности внутренней речи ученые выявили легко. Главная из них заключается в том, что она предикативна (сжата), ведь скорость мысли гораздо быстрее разговора.

Из этого следуют и другие отличительные признаки:
Как дети учат друг друга разговаривать?

Для чего нужна внутренняя речь

Если у ребенка развита сенсорная речь, его можно считать полноценным членом общества. Малыш понимает, о чем говорят окружающие, общается, реагирует на просьбы и обращение, осознает правила и закономерности.

В отделы мозга, регулирующие внутреннюю речь ребенка, поступает новая информация. Происходит пополнение словарного запаса и, как следствие, значительное расширение кругозора. Малыш познает новые понятия и эмоции, сопоставляет с уже знакомой информацией и учится анализировать – его личность развивается.

Накопление данных и их анализ позволяют существенно улучшить качество жизни. К примеру, если мозг ребенка не сохраняет информацию о том, что огонь жжется, он будет постоянно обжигаться.

Если родители школьника столкнулись с его плохой успеваемостью или постоянными замечаниями учителей о невнимательности или рассеянности на уроках, одной из причин вполне может оказаться неразвитая сенсорная речь.

Развитие внутренней речи ребенка

Прежде чем включить полноценный мысленный диалог, ребенок проходит 4 главных стадии.

  1. Младенец начинает правильно воспринимать интонацию родителей.

  2. При регулярном повторении действия ребенок начинает понимать, что происходит, и даже может предугадать развитие событий.

  3. Приходит понимание слов, многократно повторенных в одной и той же ситуации (кушай, упал, киса и пр.).

  4. Ребенок начинает понимать слова без привязки к текущей ситуации. Он правильно выполняет элементарные просьбы взрослых без указки на предмет.

Окончательно внутренняя речь формируется в возрасте 4 лет. Врожденные патологии, родовые травмы и психоречевые нарушения, возникшие у ребенка на любом этапе, могут серьезно затормозить формирование его сенсорной речи. В будущем, это может сказаться на общем развитии малыша и качестве жизни в целом.

Советы родителям

Становление сенсорной речи – процесс долгий и поступательный. Но взрослые могут помочь своему чаду быстрее освоить ее азы, если прислушаются к нашим советам и начнут выполнять несложные упражнения.

  • Повторение инструкции

Вы проговариваете четкую просьбу и тут же просите ребенка ее повторить и выполнить: «Поставь стул на место и отнеси чашку в раковину… О чем я тебя попросила?»

На протяжении дня подобных ситуаций может быть множество. Важно научить ребенка повторять поручения, которые вы перечислили, и максимально точно их выполнять. Со временем у малыша это будет получаться все лучше и быстрее и вскоре дойдет до автоматизма, что и будет означать развитие внутренней речи.

  • Проговаривание

Исследования показали, что дети, проговаривающие вслух слово, которое нужно написать, или пример, который нужно решить, делают меньше ошибок и сильнее концентрируются на выполнении задачи. Причина проста – проговаривая, они отдают себе команды и развивают тем самым свою внутреннюю речь.

Самодиктование может касаться не только обучения, но и любой другой сферы жизни ребенка. Завязывает шнурки – «петелька, петелька, продеваем…», чистит зубы – «взяли щетку, выдавить пасту…» и т.д. Со временем эти команды из устной речи переходят в сенсорную и выполняются автоматически.

  • Игры

  1. Развитие понимания обращенной к ребенку речи: «Хочешь познакомиться с игрушками? Подойди ко мне! Тебе понравилась кукла? Помаши ей рукой».

  2. При помощи тематических картинок (объекты, люди, действия), разложенных на стопки, задается ситуация: «Девочка моет руки». Ребенок должен выбрать из соответствующих стопок картинку с девочкой и действием «моет руки». Таким образом тренируется сопоставление сказанных слов, сохраненных в памяти данных и предложенных образов.

  3. Для закрепления понятий формы, цвета и положения попросите малыша выбрать из двух одинаковых объектов тот, который больше/выше/дальше/синий и т.д.

  4. Для отработки возражения предложите простые тематические иллюстрации вроде «мальчик кушает» или «бабушка вяжет» и попросите показать то, чего нет. Например, «мальчик вяжет». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему понять, что такой картинки нет, но это не страшно.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент