Сын не выговаривал звук «‎Р»: реальная история мамы ученика онлайн-школы Novator

Добрый день, меня зовут Марина, я мама пятилетнего Саши, который еще совсем недавно не выговаривал звук «р». Были и другие проблемы в речи, поэтому мы начали заниматься с логопедом в нашей поликлинике. Звук «р» то появлялся, то пропадал.

Специалист сказал, что его автоматизация произойдет позже. Я успокоилась на какое-то время, но потом прочитала, что это все-таки может плохо отразиться на учебе и развитии. Так решила поглубже погрузиться в тему и пройти комплексную диагностику.

Подруга как раз поделилась со мной контактами онлайн-школы Novator, где ее дочь уже успешно занималась с логопедом. Забегая вперед скажу, что, оказывается, мы многое делали неправильно.

В итоге здесь остались заниматься и поставили ребенку этот неуловимый звук «р».

На диагностике оценили речь сына в комплексе

Она длилась целый час. Сначала логопед спросила меня, вижу ли я у ребенка какие-то проблемы в речи. Потом уточнила, как проходили беременность и роды, есть ли у ребенка какие-то неврологические диагнозы. Насколько я поняла, есть случаи, при которых онлайн-занятия неэффективны, и в школе Novator честно об этом говорят.

После этого примерно полчаса Ирина играла с Сашей. Они корчили рожи и по-всякому показывали язык, играли с мультяшными мальчиком и девочкой, которые собирались в поход, превратились в пиратов, посчитали облака и ракушки, а потом стали прыгать и приседать на разминке. Время пролетело незаметно.

К моему удивлению результаты диагностики были готовы сразу

Менеджер школы прислала мне их в WhatsApp сразу после того, как логопед закончила игровую часть. Вот как выглядит отчет:
За несколько минут Ирина выдала мне столько подробностей о ребенке, сколько никогда не рассказывали ни воспитатели в детском саду, ни логопед, у которого мы ранее занимались.

Она обратила внимание на слабость языка и щечных мышц у Саши, но похвалила уздечку – не зря сын так громко цокал лошадкой. Также у него нарушено речевое дыхание, и от этого его иногда трудно понять: ему просто не хватает выдоха, чтобы закончить предложение нормально.

У нас есть и сложности с концентрацией внимания, но зато сын прекрасно улавливает сказанное и хорошо понимает задачу. На скриншотах видно, что у Саши не так: все проблемные зоны выделены красным, нормальные – зеленым. И я чуть не забыла добавить самое главное: другой логопед пытался автоматизировать именно горловой звук «р», а это ошибка, которая могла привести даже к проблемам с прикусом!

По итогам диагностики нам порекомендовали заниматься вот по такому плану:

Одновременно с результатами я получила и предложение по стоимости занятий. В онлайн-школе Novator можно заниматься в мини-группах до трех человек или индивидуально – это немного дороже, но эффективнее. Мы выбрали последнее.

С первого занятия мы начали исправлять допущенную ошибку. Как я поняла, при произношении «р» у него вибрировал не кончик языка (попробуйте произнести этот звук и станет понятнее :)), а небный язычок в горле – и звук становился горловым.

В Сашином случае был виноват низкий тонус языка, но такое случается и при ЛОР-проблемах, и при короткой уздечке, и даже когда ребенок подражает кому-то из близких.

Сначала нас учили правильно ставить язык и удерживать его в этом положении. Саня делал «чашечку», «парус», «барабанщика», «комарика» (и меня заставлял :)). Поначалу было очень трудно – язык совсем не хотел слушаться. Но мы усердно занимались дополнительно между занятиями – и вдруг дело пошло!

Потом логопед начала вводить звук «р» в речь. Сначала через слоги, потом через слова, а потом через чистоговорки и фразы. Ар – ар – ар – вот летит комар. Уры – уры – уры – петухи и куры. Ор – ор – ор – подметали коридор. Ир – ир –ир – папа пьет кефир. Теперь и я, и Саша повторяем их к месту и не к месту :)
Роль родителя в развитии речи ребёнка

Сашина речь стала гораздо лучше уже через 2 месяца

Наш первый базовый абонемент состоял из 15 занятий – и за это время мы успели поправить основные проблемы. Сразу скажу, что мы будем заниматься и дальше, потому что важно не только поставить, но и автоматизировать произношение сложных звуков.

Но огромные изменения я вижу уже сейчас

    Из самого заметного: сын стал четко рычать) Раньше во всех словах, где «р» была мягкой, например «ремень» или «рюкзак», он заменял ее на «л», и я слышала «лемень» и «люкзак». В других словах Саша произносил «р», будто он француз :) После занятий и домашних упражнений звук наконец-то стал правильным.

    А еще Саша перестал смазывать окончания слов и предложений. Поставили ему речевое дыхание – стал нормально говорить. Представляете, как это пригодится в школе?

    В целом речь стала четче. Глухие звуки перестали путаться местами со звонкими. Думаю, это поможет ему и при чтении, и при освоении письма.
В общем, я рада, что нам удалось вовремя разглядеть проблему и решить ее. Прямо перед школой это было бы, наверное, сложнее. Мой совет теперь всем подругам – пройдите бесплатную диагностику, позанимайтесь с логопедом, и у вас будет значительно меньше проблем с обучением ребенка в дальнейшем.
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент